№ 2-2832/11 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 17 января 2012 года Черновский районный суд г. Читы В составе председательствующего судьи Куклиной И.В., при секретаре Савенко Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Соклаковой Надежды Сергеевны к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Черновского района г. Читы в интересах Соклаковой Н.С. обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующее: По обращению Соклаковой Н.С. прокуратурой <адрес> г. Читы проведена проверка. По результатам проверки установлено, что Соклакова Н.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО1 лишен родительских прав, мать ФИО2 – лишена родительских прав. Истица Соклакова Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения в Администрации городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер 626. Соклакова Н.С. имеет право на предоставление жилого помещения в качестве меры государственной поддержки, однако до настоящего времени она до сих пор жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее жилищный права. Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Соклаковой Н.С. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Соклаковой Н.С. жилого помещения. В судебном заседании представитель истицы помощник Прокурора Черновского района г. Читы – Круликовский М.О., исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив аналогичное вышеизложенному. Истица Соклакова Н.С., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнив, что после выпуска из детского дома, обучалась в <адрес> в училище, проживала в общежитии, своего жилья не имеет. Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных возражений на исковое заявление следует, что ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей. Таким образом данная категория детей обеспечивается государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный обязательства являются расходными обязательствами субъекта РФ, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Вместе с тем ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. Соответственно расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Однако <адрес> №-ЗЗК «О бюджете <адрес> на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, городскому округу предусмотрены средства в сумме 15603, 7 тыс. руб. Согласно постановлению Правительства Забайкальского края «О распределении субсидий из федерального бюджета, поступивших в доход бюджета Забайкальского края, бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 году» от ДД.ММ.ГГГГ № на реализацию переданных полномочий в бюджет городского округа «Город Чита» дополнительно распределена субсидия в размере 24323,0 тыс. руб. Численность зарегистрированных детей-сирот во внеочередном с писке на получение жилья составляет более 2000 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ. Также в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ говорится о предоставлении жилых помещений в виде квартиры, части квартиры, жилого дома, а также в виде комнаты. Что является правом соответствующего органа власти решать, какое именно жилое помещение предоставлять гражданину. Следовательно требование о предоставлении отдельной квартиры неправомерно. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленных возражений на исковое заявление следует, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Таким образом Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья данным категориям граждан. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, соответственно Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явилась, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных возражений на исковое заявление следует, что указанные категории граждан обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 49 и 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из суммы субвенций, предусмотренных в бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год на указанные цели. <адрес> №-ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрены субвенции в размере 15595, 6 тыс. руб., также ДД.ММ.ГГГГ расходным расписанием № перечислено 24323,0 рублей. На 2012 год на обеспечение лиц, указанной категории жилыми помещениями, предусмотрено 50638,8 тыс. руб., администрации городского округа «Город Чита» предусмотрены денежные средства в размере 12073,9 тыс. руб. Кроме того, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Истица вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения в порядке очередности, так как не является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав пояснения представителя истца, истицы Соклаковой Н.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как установлено истица Соклакова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении родителями истицы являлись ФИО2 и ФИО1 (л.д. ). Решением Черновского районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО2 - матери истицы и ФИО1 - отца истицы родительских прав (л.д. ). Постановлением Главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Соклаковой Н.С. жилая площадь не закреплена (л.д. ). Постановлением Главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Соклакова Н.С. определена в детское государственное учреждение (л.д. ). Согласно ответа Администрации городского округа «Город Чита» истица состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер – № (л.д. ). Своего жилья не имеет, что подтверждается материалами дела (л.д. ). Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ч. 1 ст.39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит вопрос обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истицы в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылаются в возражениях представители ответчиков. Необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее незащищенной категории граждан-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения данного Закона не препятствует разрешению вопроса о предоставлении истице мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой истицы на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось её право на внеочередное предоставление жилого помещения. Данная обязанность муниципального образования не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления. В соответствии с ч.2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти <адрес> по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В связи с вышеизложенным, доводы представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что администрация городского округа не должна отвечать по предъявляемым требованиям, суд находит необоснованными. Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-а утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с <адрес> «О наделении органов местного самоуправления и городских округов <адрес> государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью». В силу положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.<адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с чем, суд считает, что на соответчиков Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, должна быть возложена обязанность по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации городского округа "Город Чита" на предоставление истице жилого помещения, поскольку судом установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилого помещения исполняется в недостаточном объеме. Довод представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края о том, что истица не относится к категории нуждающихся в жилом помещении, суд находит необоснованным, поскольку данный довод опровергается материалами дела. Доказательств того, что денежные средства выделялись для приобретения жилого помещения непосредственно для истицы ответчиками суду не представлено. Поскольку целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма является обеспечение жильем лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Результатом такого обеспечения должно явиться прекращение нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, соответствие предоставленного жилья установленным нормам и правилам. Достижению указанной цели будет полностью отвечать предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения являющегося квартирой. Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека и не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей их двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ №. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истице Соклаковой Н.С. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 25 кв.м. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Соклаковой Надежде Сергеевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Соклаковой Надежде Сергеевне жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы. Судья И.В. Куклина