РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации дело № 2-321-12 Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года 15 февраля 2012 года Черновский суд г. Читы в составе: Председательствующего судьи Епифанцевой М.А. При секретаре Марий О.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Кружай К.В., из числа детей-сирот к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, и У С Т А Н О В И Л : Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Кружай К.В. с вышеназванным иском к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, указав, что Кружай К.В.-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Отец-ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать-ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Кружай К.В. неоднократно обращалась в Администрацию городского округа «Город Чита» по вопросу постановки на учет на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот, однако, в постановке на учет ей отказывали по причине того, что постановлением управляющего Черновским административным округом г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ № за Кружай К.В. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Вместе с тем, площадь указанного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., а зарегистрированы в данном жилом помещении помимо Кружай К.В. 9 человек: ФИО3, ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО9 ФИО10, ФИО11 ( проживает 7 человек). На каждого проживающего приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения. Решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма жилого помещения в размере 14 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, в силу п.2ч.2ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с ч.1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктом 2 ч.2ст.57, граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, имеют право на внеочередное предоставление жилья. Прокурор просит суд признать за Кружай К.В. право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в связи с обеспеченностью жильем менее учетной нормы, обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Кружай К.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м., обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Кружай К.В. жилого помещения. В судебном заседании прокурор Круликовский М.О. предъявленный иск поддержал и пояснил аналогичное вышеизложенному, дополнив, что имеется акт Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключения которого жилое помещение в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> является непригодным для проживания. Истец Кружай К.В. в судебном заседании предъявленный иск также поддержала и пояснила, что неоднократно обращалась в Администрацию города и в Администрацию Черновского района с вопросом предоставления жилья как ребенку сироте, однако, ей везде отказывали, при этом не объяснили, что её такое обращение должно быть оформлено в письменном виде. В настоящее время жилье, которое закреплено непригодно для проживания, она вынуждена «снимать» жилье. В этой квартире проживает <данные изъяты> человек, ей просто негде разместиться. Представитель Администрации городского округа «Город Чита»-Зорина Ю.В., выступающая на основании доверенности, в суде предъявленный иск не признала и пояснила, что право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за которыми не закреплено жилое помещение. Обеспеченность общей площадью жилого помещения детей-сирот, имеющих закрепленное жилое помещение менее учетной нормы, не является основанием для предоставления им жилых помещений во внеочередном порядке. Кроме того пояснила, что предоставление жилого помещение возможно гражданам, признанным в установленном законом порядке малоимущими, каковой Кружай К.В. не является. Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ). Представитель Правительства Забайкальского края в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ). Представитель Министерства финансов Забайкальского края в суд также не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ). Выслушав объяснения прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. В соответствии с п.2 ч.2ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закреплена и в п.1ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления городского округа за счет субвенций, выделяемых городскому округу из бюджета ФИО3 края. Площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как установлено в судебном заседании, постановлением управляющего Черновским административным округом г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Чита, <адрес>. Площадь указанного жилого помещения составляет 37,1 кв.м. и, исходя из количества лиц ( 10 человек), имеющих право пользования данным жилым помещением, на каждого из них приходится по 3,71 кв.м. общей площади жилого помещения. Согласно п.2 ч.1ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма жилого помещения в размере 14 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 ( часть4)Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка ( одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) обязывает подписавшие её государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия ( пункт 2 статьи 3). Принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции ( статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ( пункт 1 статьи 27)… Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм ( абзац второй пункта 1 статьи 8). Тем самым, истец Кружай К.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Признать за Кружай К.В. право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в связи с обеспеченностью жильем менее учетной нормы. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Кружай К.В. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящееся в границах г. Читы, общей площадью на менее <данные изъяты> кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременном и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Кружай ФИО1 жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня получения копии настоящего решения в Забайкальский краевой суд через Черновский суд г. Читы. Судья- Епифанцева М.А.