РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года. Черновский районный суд г.Читы в составе председательствующего Ман-за О.В., при секретаре Куйдиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края о возложении обязанности в натуре, у с т а н о в и л : Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее: Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно проведенным прокуратурой района совместно с представителями Министерства социальной защиты населения забайкальского края и Забайкальской региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ДД.ММ.ГГГГ обследованием установлено: на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес>; на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес>, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не предусмотрены, визуальная информация о наличии парковочных мест для специальных автотранспортных средств инвалидов отсутствует, в связи с чем нарушается право неопределенного круга инвалидов, пользующихся специальными автотранспортными средствами на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Просит суд обязать ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края на стоянках автотранспортных средств учреждений оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве не менее 10 процентов площади стоянки (но не менее одного места); оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов специальными указателями. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Круликовский М.О. исковые требования поддержал и пояснил аналогичное вышеизложенному. Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края Путинцева А.В., действующая на основании доверенности, в суде исковые требования не признала и пояснила, что обследование было проведено без их представителя, копия акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ не была вручена руководителю. В данном акте техническая возможность оборудования стоянки в месте расположения зданий ОПС не исследована. В акте отражено лишь то, что стоянка автотранспортных средств инвалидов отсутствует. Кроме этого, размещение отделений связи в данных помещениях осуществляется на основании договоров аренды нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, заключенных между ФГУП «Почта России» и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита». Считает, что администрация городского округа «Город Чита» имеет все необходимые права для установки автостоянки. В качестве ответчиков по данному делу привлечены администрация городского округа «Город Чита», Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края. Представитель администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 г.г.» утверждена государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 г.г. Указанная программа разработана в целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом. Финансирование мероприятий осуществляется за счет федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. Считает, что администрация городского округа «Город Чита» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, в суде также не согласна с исковыми требованиями. Пояснила, что, действительно, утверждена программа «Доступная среда». Министерством соц. защиты был разработан план проведения мониторинга рабочей группой объектов социальной инфраструктуры на определение их доступности для людей с ограниченными возможностями, расположенными на территории административных районов городского округа «Город Чита» на 2012 г. № и № отделения связи обозначены в данном плане на ДД.ММ.ГГГГ, что ими и сделано, они совместно с прокуратурой обследовали данные объекты. Обязанность по оборудованию парковочных мест для инвалидов возлагается на собственников объектов. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что собственником помещений и земельных участков, на которых располагаются Отделения связи № и № УФПС Забайкальского края, является Забайкальский край. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, что на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес>; на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес>, места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не предусмотрены, визуальная информация о наличии парковочных мест для специальных автотранспортных средств инвалидов отсутствует, л.д. Данные обстоятельства в суде не оспариваются объяснениями представителей ответчиков. Доводы представителя ответчика ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края о том, что акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ был составлен в отсутствие их представителя и не копия его не вручена руководителю, суд находит необоснованными, поскольку отсутствие парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов, как было указано выше, им не оспаривается. При указанных обстоятельствах суд находит обоснованными требования прокурора о том, что ответчик не оборудовал парковочные места для стоянки автотранспортных средств инвалидов, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве не менее 10 процентов площади стоянки (но не менее одного места). При этом, парковочные места для стоянки автотранспортных средств инвалидов обозначаются доступными для обозрения специальными знаками, и дополнительные разрешения каких-либо органов на установку специальных знаков на парковках, организованных в соответствии со строительными, градостроительными нормами и правилами, не требуются. Статья 15 ч. 8 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов" прямо предусматривает на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства независимо от организационно-правовой формы собственника. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края о возложении обязанности по оборудованию парковочных мест на собственника администрацию городского округа «Город Чита», поскольку ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой службы Забайкальского края использует арендуемое нежилое помещение по <адрес>, и по <адрес>, под отделения почтовой связи № и №, в которых осуществляется деятельность по предоставлению услуг связи. Следовательно, ответчик обязан создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в отделения почтовой связи. Кроме этого, в соответствии со ст. 616 ч. 2 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. В соответствии с п. 2.4.3 договоров аренды, арендатор не может производить никаких перепланировок и переоборудования объекта, связанных с деятельностью арендатора, без письменного разрешения арендодателя. Однако в суде установлено, что оборудование мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и специальными знаками, как таковым переоборудованием объекта не является, а касается лишь созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в отделения почтовой связи. Также несостоятельной суд находит ссылку представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что обязанность по оборудованию парковочных мест для инвалидов должна быть возложена на субъект – Забайкальский край, согласно программе «Доступная среда», в соответствии с которой финансирование программы осуществляется за счет средств краевого бюджета. Краевой долгосрочной целевой программой «Доступная среда 2011-2015 годы» в рамках направления предусмотрено оборудование специальными приспособлениями социально значимых объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Забайкальского края, с целью обеспечения доступности для инвалидов. Таким образом, вышеуказанная программа предусматривает финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности Забайкальского края. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по оборудованию мест для парковки специальных автотранспортных средств должна быть возложена на ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края, в связи с чем, исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить. Обязать ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Забайкальского края на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № по адресу: <адрес>; на стоянке автотранспортных средств Отделения связи № по адресу: <адрес> - оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в количестве не менее 10 процентов площади стоянки (но не менее одного места); - оборудовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов специальными указателями. В удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Чита», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края - отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы. Судья: