Дело № 2-835/2012 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) именем Российской Федерации 17 апреля 2012 года город Чита Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А.А. при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников и учебных пособий и приобретении учебников и учебных пособий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на следующее. В ходе прокурорской проверки было установлено, что учащиеся МБОУ «СОШ № 7» города Читы обеспечиваются учебниками и учебными пособиями не в полном объёме. На 2012-2013 учебный год школе необходимо приобрести на <данные изъяты> ученика <данные изъяты> учебников и учебных пособий на сумму 524 565 рублей. Сумма выделенных денежных средств составляет 40 000 рублей. Поэтому просил взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны края в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год для МБОУ «СОШ № 7» города Читы 524 565 рублей, а МБОУ «СОШ № 7» и администрацию городского округа «Город Чита» - приобрести на выделенные средства учебники на 2012-2013 учебный год. В судебном заседании помощник прокурора района Коренева Н. А. и директор школы Шипицына Л. А. заявленные требования поддержали в полном объёме. Представители Министерства финансов Забайкальского края и администрации городского округа «Город Чита» по доверенностям соответственно Бондаренко И. А. и Быкова С. В. иск не признали, поскольку субвенции муниципальному бюджету предоставляются, исходя из сумм, предусмотренных в бюджете края на ДД.ММ.ГГГГ год; фактов недофинансирования не установлено; доказательств реальных расходов на учебники и учебные пособия не представлено. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч. ч. 2, 3, ст. 5 Закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования подпунктом 6. 1 пункта 6 статьи 29 Закона «Об образовании» отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 13, п. 2, ст. 26. 3) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Нормативы расчёта расходов на учебники и учебные пособия (приобретение и пополнение библиотечного фонда учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников ежегодно утверждаемыми федеральными органами государственной власти в сфере образования) установлены Законом Забайкальского края № 244-ЗЗК от 05. 10. 2009 «О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования». Согласно п. 5, ст. 19, п. 3, ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. К компетенции образовательных учреждений относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (п. 1, ч. 2, ст. 32 Закона «Об образовании»). Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, которые обязаны предоставлять местным бюджетам соответствующие субвенции. В свою очередь органы местного самоуправления и образовательные учреждения обязаны непосредственно обеспечить право учеников на получение бесплатных учебников и учебных пособий. Как пояснила директор учреждения образования, на 2012-2013 учебный год школе необходимо приобрести на <данные изъяты> ученика <данные изъяты> учебников и учебных пособий на сумму 524 565 рублей без учёта 40000 рублей выделенных денежных средств. Суду представлена информация по количеству необходимых учебников с указанием их авторства, цены, общей стоимости, начиная с предшколы по 11 класс. Сведений о перечислении средств на указанные цели либо об оплате счетов на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год в материалах дела не имеется. Поэтому за отсутствием доказательств противоположного иск подлежит удовлетворению. Доводы ответчиков о том, что финансирование расходных обязательств ими финансируется надлежащим образом в соответствии с нормативами действующего законодательства на основании поступивших заявок, не свидетельствуют о достаточности выделенных средств для обеспечения школы учебниками и учебными пособиями. При формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год предложения городских округов не учтены, а заявка школы удовлетворена без учёта фактических потребностей в учебниках и учебных пособиях и без учёта их реальной стоимости. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников учебных пособий и приобретении учебников и учебных пособий удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 524 565 рублей в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 524 565 рублей учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Решение может быть обжаловано в течение месяца, начиная с 21 апреля 2012 года, в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров