Дело № 2-1106/2012 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) именем Российской Федерации 17 мая 2012 года город Чита Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А.А. при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах Артюшенко А.К. из числа детей-сирот к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения и включении в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района по обращению ФИО3 об отказе в постановке Артюшенко А. К. из числа детей-сирот проведена проверка. Согласно распоряжения главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № Артюшенко А. К. не имеет имущества, представляющего ценность, жилая площадь за ним не закрепляется, так как он зарегистрирован в жилом помещении общей площадью № кв. м по адресу: город Чита, <адрес>, где регистрацию имеют № человек (всего). Таким образом на каждого члена семьи нанимателя приходится по № кв. м общей площади. Поэтому просил суд признать за Артюшенко А. К. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в связи с обеспеченностью жильём менее учётной нормы и включить его в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. В судебном заседании старший помощник прокурора Попова Г. В. заявленные требования поддержала в полном объёме в отношении администрации города, требования к администрации района просила не рассматривать. Представитель ответчиков по доверенностям Сильванович И. Н. иск не признала, так как в результате бесконтрольного определения ребёнка в государственные учреждения жильё за ним не было закреплено; обеспечение жильём детей-сирот относится к полномочиям субъекта Российской Федерации; Артюшенко не представлено доказательств в подтверждение его малоимущности. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Артюшенко А. К. является лицом из числа детей-сирот. Согласно распоряжения главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № жилая площадь за Артюшенко А. К. не закрепляется, так как он зарегистрирован в жилом помещении общей площадью № кв. м по адресу: город Чита, <адрес>, где регистрацию имеют № человек (всего), то есть на каждого члена семьи нанимателя приходится по № кв. м общей площади (менее установленной учётной нормы жилого помещения). В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 указанного Кодекса, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильём. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчиков. Следует учитывать, что названный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильём одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Учётная норма жилого помещения в размере 14 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счёт администрации городского округа «Город Чита». В удовлетворении иска к администрации района, в полномочия которой не входит постановка на учёт нуждающихся в жилье детей-сирот, суд с учётом мнения представителей сторон отказывает. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах Артюшенко А.К. из числа детей-сирот к администрации городского округа «Город Чита» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения и включении в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения удовлетворить. Признать за Артюшенко А.К. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Артюшенко А.К. в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. В удовлетворении иска прокурора Черновского района города Читы в интересах Артюшенко А.К. к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца, начиная с 19 мая 2012 года, путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров