Дело № 2-839, 842-845/2012 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) именем Российской Федерации 23 мая 2012 года город Чита Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А.А. при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям «Средняя общеобразовательная школа № 6», «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов», «Средняя общеобразовательная школа № 33», «Начальная общеобразовательная школа № 37», «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников и учебных пособий и приобретении учебников и учебных пособий, У С Т А Н О В И Л: В ходе прокурорской проверки было установлено, что учащиеся МБОУ «СОШ № 6», «СОШ № 26», «СОШ № 33», «НОШ № 37» и «СОШ № 52» города Читы обеспечиваются учебниками и учебными пособиями не в полном объёме. На 2012-2013 учебный год школе № 6 необходимо приобрести на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников и учебных пособий на сумму 1779 436 рублей, деньги не выделялись. Школе № 26 соответственно – на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников на сумму 3724672 рубля, а выделены всего 329 433 рубля. Школе № 33 соответственно – на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников на сумму 2264 653 рубля, а планируется выделить всего 107 050 рублей. Школе № 37 соответственно – на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> учебников на сумму 1577 348 рублей, деньги не выделялись. Школе № 52 соответственно – на <данные изъяты> учеников <данные изъяты> комплектов учебников на сумму 1267 875 рублей, а выделены всего 267 630 рублей. Поэтому просил взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны края в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников на 2012-2013 учебный год для МБОУ «СОШ № 6» города Читы 1779 436 рублей, а МБОУ «СОШ № 6» и администрацию городского округа «Город Чита» - приобрести на выделенные средства учебники на 2012-2013 учебный год. Аналогичные требования, различные только по суммам взыскиваемых денежных средств – 3724672, 2264653, 1577348 и 1267 875 рублей, были заявлены прокурором соответственно в отношении МБОУ «СОШ № 26», «СОШ № 33», «НОШ № 37» и «СОШ № 52». В судебном заседании помощник прокурора района Коренева Н. А. уточнила сумму заявленных требований в отношении МБОУ «СОШ № 6», «СОШ № 26», «СОШ № 33», «НОШ № 37» и «СОШ № 52» до 1678675, 3204072, 2247001, 982583, 1128 015 рублей соответственно. Представители Министерства финансов Забайкальского края и администрации городского округа «Город Чита» по доверенностям соответственно Бондаренко И. А. и Кузнецова Т. В. иск не признали, поскольку субвенции муниципальному бюджету предоставляются, исходя из сумм, предусмотренных в бюджете края на ДД.ММ.ГГГГ; фактов недофинансирования не установлено; доказательств реальных расходов на учебники и учебные пособия не представлено; исключение документов из фондов библиотек производится не реже одного раза в год; решением суда от ДД.ММ.ГГГГ уже взысканы денежные средства в пользу школ на приобретение учебников на уже закончившийся 2011-2012 учебный год, которые будут использованы на 2012-2013 учебный год, возможна вероятность «двойного» взыскания; финансирование по решению суда не может быть привязано к какой-либо периодичности; в рамках программы модернизации фонды школьных библиотек пополняются, планируется выделить свыше 70 млн. рублей; из ответа Министерства образования следует, что реальная потребность в учебниках составляет 1678675, 3204072, 2247001, 982583, 1128 015 рублей соответственно для МБОУ «СОШ № 6», «СОШ № 26», «СОШ № 33», «НОШ № 37» и «СОШ № 52». Директоры школ №№ 6, 26, 33, 37, 52 соответственно Баранова О. И., Дубинкина Л. И., Красноярова Е. Н., Кривченко Л. В. и Бондарева Е. Ю. суду заявили, что деньги школе нужны, а по решению суда деньги не поступили. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч. ч. 2, 3, ст. 5 Закона «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования подпунктом 6. 1 пункта 6 статьи 29 Закона «Об образовании» отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 13, п. 2, ст. 26. 3) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Нормативы расчёта расходов на учебники и учебные пособия (приобретение и пополнение библиотечного фонда учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников ежегодно утверждаемыми федеральными органами государственной власти в сфере образования) установлены Законом Забайкальского края № 244-ЗЗК от 05. 10. 2009 «О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования». Согласно п. 5, ст. 19, п. 3, ст. 20 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. К компетенции образовательных учреждений относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (п. 1, ч. 2, ст. 32 Закона «Об образовании»). Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации, которые обязаны предоставлять местным бюджетам соответствующие субвенции. В свою очередь органы местного самоуправления и образовательные учреждения обязаны непосредственно обеспечить право учеников на получение бесплатных учебников и учебных пособий. Как пояснили директоры учреждений образования, окончательная потребность в учебниках определена после совместной проверки с Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита». Суду представлена информация Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», предоставленная по запросу Министерства финансов, по необходимым суммам для приобретения учебников на 2012-2013 учебный год. Сведений о перечислении средств на указанные цели либо об оплате счетов на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год в материалах дела не имеется. Каких-либо собственных расчётов представитель Министерства финансов суду не представила, вышеуказанные суммы потребности не оспаривала. В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3, ст. 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому за отсутствием доказательств противоположного иск подлежит удовлетворению. Доводы ответчиков о том, что финансирование расходных обязательств ими финансируется надлежащим образом в соответствии с нормативами действующего законодательства на основании поступивших заявок, не свидетельствуют о достаточности выделенных средств для обеспечения школ учебниками и учебными пособиями, Недостаточность выделенных денежных средств подтверждается информацией Комитета образования. При формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ предложения городских округов не учтены, а заявки школ удовлетворены без учёта фактических потребностей в учебниках и учебных пособиях и без учёта их реальной стоимости. Деньги на приобретение учебников должны были поступить в школы намного раньше для обеспечения качественного образовательного процесса. Что касается решения Черновского районного суда города Читы от ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному иску, то указанным решением взысканы денежные средства на приобретение учебников на 2011-2012 учебный год, то есть по другому основанию. Вопросы медленного исполнения судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ для настоящего спора правового значения не имеют. По программе модернизации для школ приобретено мизерное количество учебников для младших классов, что также свидетельствует о недостаточности финансирования. Другие доводы, на которые представители ответчиков ссылались в суде, не могут служить основаниями к отказу в удовлетворении заявленных требований по обстоятельствам, приведённым выше. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям «Средняя общеобразовательная школа № 6», «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов», «Средняя общеобразовательная школа № 33», «Начальная общеобразовательная школа № 37», «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Читы о выделении за счёт казны региона денежных средств в городской бюджет на приобретение учебников учебных пособий и приобретении учебников и учебных пособий удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 1678 675 рублей в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 1678 675 рублей учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 3204072 рубля в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 3204072 рубля учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 2247001 рубль в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 2247 001 рубль учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 982583 рубля в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 37» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 982 583 рубля учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края 1128 015 рублей в бюджет городского округа «Город Чита» на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Читы. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52» города Читы и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на денежные средства в размере 1128015 рублей учебники и учебные пособия на 2012-2013 учебный год. Решение может быть обжаловано в течение месяца, начиная с 25 мая 2012 года, в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров