РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 18 мая 2012 года. Черновский районный суд г.Читы в составе председательствующего Ман-за О.В., при секретаре Марий О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Хышов Д.Д., из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Черновского района г.Читы обратился в суд в интересах Хышов Д.Д. с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее: Хышов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Черновского административного района г.Читы № от ДД.ММ.ГГГГ жилая площадь несовершеннолетним не закреплена, т.к. родители ребенка собственного жилья не имели. Хышов Д.Д. поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита», учетный номер № Хышов Д.Д. имеет право на предоставление жилого помещения в качестве меры государственной поддержки, однако до настоящего времени жилое помещение Хышов Д.Д. не предоставлено. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Хышов Д.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в границах города Чита, размером не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Хышов Д.Д. жилого помещения. В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному. Истец Хышов Д.Д. в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца. Представители администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. Представитель администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. В своем заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражениях с требованиями не согласна, указала, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования, в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края. В своих возражениях исковые требования не признал и указал, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилой площади. Обеспечение такой категории граждан жилой площадью является полномочием органа местного самоуправления. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Соответственно, Правительство Забайкальского края не является органом, которые в соответствии с бюджетным законодательством, может представлять интересы казны в судах. Считает, что Правительство забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу, а надлежащим ответчиком по данному делу является администрация городского округа «Город Чита». Просит отказать в иске. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, также в суд не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, в своем заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. Администрации городского округа «Город Чита» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам. Предоставление жилья детям-сиротам, в том числе Хышов Д.Д., является обязанностью органов местного самоуправления, исходя из положений ст. 3 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районо и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». Следовательно, субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам и городским округам, которые, в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Истец вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, т.к. является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав объяснения представителя истца, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Как видно из материалов дела, Хышов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не обеспечен жильем, что подтверждается объяснениями представителя истца. Доказательств обратного в ходе судебного заседания не добыто. Хышов Д.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер учетной очереди № в администрации городского округа «Город Чита», л.д. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылаются представители ответчика. Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось его право на внеочередное предоставление жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», поскольку органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ: это органы местного самоуправления. Постановлением Главы администрации г.Читы № от ДД.ММ.ГГГГ, администрациям районов передано лишь право по заключению договоров социального найма, разрешение же вопросов о предоставлении жилых помещений возложено на администрацию городского округа «Город Чита». Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона, на основании положений ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». В качестве соответчиков по данному делу привлечены Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края. В суде установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилых помещений исполняется в недостаточном объеме. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о возложении на указанные органы обязанности по осуществлению своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Хышов Д.Д. жилого помещения. Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить вне очереди Хышов Д.Д. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Хышов Д.Д. жилого помещения. В удовлетворении исковых требований прокурора Черновского района г.Читы в интересах Хышов Д.Д. к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения – отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы. Судья: