№ 2-1098/12 "Решение (не вступило в законную силу)" Именем Российской Федерации 25 мая 2012 года Черновский районный суд г. Читы В составе председательствующего судьи Куклиной И.В., при секретаре Савенко Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оганесян А .С. к Администрации Черновского административного района городского округа «город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Истец Оганесян А .С. обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующее: С ДД.ММ.ГГГГ года он вместе с семьей проживал по адресу: <адрес>. После расторжения брака его семья выехала в другое место жительства, а он остался проживать в данном жилом помещении. Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартиры в данном доме, в том числе и его квартира, признаны непригодными для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежащими. В ДД.ММ.ГГГГ году его дом был снесен, и так как другого места жительства он не имеет он вынужден арендовать комнату. В постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Администрацией Черновского района ему было отказано. Просит суд обязать ответчиков предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма за счет субвенций бюджета Забайкальского края. Впоследствии истцом исковые требования были уточнены, просит суд обязать ответчиков предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах города Читы. В судебном заседании истец Оганесян А .С. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что квартира в которой он проживал являлась муниципальной, и так как дом в настоящий момент снесен жить ему негде. Просит предоставить ему квартиру равноценную той, в которой он проживал ранее. Представитель ответчиков Администрации городского округа «Город Чита» и Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Зорина Ю.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что жилое помещение в котором проживал истец по адресу: <адрес>, <адрес> являлось муниципальной собственностью. Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Кроме того в соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истец малоимущим не признан и на учете в качестве нуждающихся не состоит, следовательно, в удовлетворении исковых требований ему должно быть отказано. Также не согласна с доводами истца о предоставлении ему жилого помещения равноценного ранее занимаемому, так как жилое помещение должно быть предоставлено по норме 14 кв.м. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта исполняют только те полномочия, которые указаны в п. 2 данной статьи. Согласно п. 2 данной статьи в перечне полномочий органов власти субъектов РФ отсутствует полномочие по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Поскольку жилое помещение истца принадлежит муниципальному жилому фонду, следовательно, обеспечение граждан муниципальным жильем не является расходным обязательством <адрес>, в связи с чем, Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по данному иску. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что у Правительства Забайкальского края обязательство по предоставлению жилого помещения истцу не возникло, так как жилой дом истца государственной собственностью Забайкальского края не являлся, в связи с чем, Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Министерства финансов Забайкальского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 40 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В силу п.п. 3, 5, 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и технических правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Как установлено в судебном заседании истец Оганесян А .С. проживал и зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается справкой из паспортной службы, лицевым счетом квартиросъемщика, копией паспорта истца (л.д. ). Указанное жилое помещение являлось муниципальной собственностью, и согласно пояснений истца, в настоящий момент снесено, данные обстоятельства не опровергались в судебном заседании представителем ответчика администрации городского округа «Город Чита». Из ответа администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» следует, что истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как он не признан малоимущим (л.д. ). Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с физическим износом здания в целом. Квартиры непригодны для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежат (л.д. ). Распоряжением Мэра г. Читы №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение межведомственной комиссии утверждено (л.д. ). В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями. Согласно справки о характеристиках объекта технического учета квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> имеет общую площадь жилого помещения 41, 3 кв.м., жилую площадь – 27, 3 кв. м., состоит из 2-х комнат (л.д. ). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Оганесян А .С. к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором проживал истец, являлось муниципальной собственностью и было признано непригодным для проживания. Свою обязанность по предоставлению истцу взамен непригодного жилого помещения другого жилого помещения указанные ответчики не выполнили, какого-либо иного жилого помещения у истца не имеется. Довод представителя ответчика Администрации городского округа «Город Чита» о том, что поскольку Оганесян А .С. малоимущим не признан и на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать, суд находит несостоятельным, так как это противоречит прямо установленному ст. 57 ЖК РФ исключению из общего прядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции. Также подлежит отклонению и довод представителя ответчика о предоставлении истцу жилого помещения по норме 14 кв.м., так как в указанном случае будут нарушены правила о равнозначности предоставления жилого помещения и ухудшены жилищные условия истца. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Таким образом, в полномочия Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края не входит предоставление жилых помещений из муниципального жилого фонда взамен признанных непригодными жилых помещений, следовательно, в иске к вышеназванным ответчикам надлежит отказать. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Оганесян А .С. к администрации городского округа «Город Чита» и администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Оганесян А .С. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Читы, общей площадью жилого помещения не менее 41, 3 кв.м., жилой площадью не менее 27, 3 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат. В удовлетворении исковых требований Оганесян А .С. к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы. Судья И.В. Куклина