№ 2-1137/12 "Решение (не вступило в законную силу)" Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года Черновский районный суд г. Читы В составе председательствующего судьи Куклиной И.В., при секретаре Савенко Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и включении в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующее: Прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка по обращению Кулагиной Т.Г. об отказе в постановке ФИО1 на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в качестве лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. По результатам проверки установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот. Распоряжением главы администрации Черновского района жилая площадь за ФИО1 не закреплена, так как в данном жилом помещении зарегистрировано еще 5 человек, общая площадь жилого помещения составляет 30,9 кв. метра, таким образом на каждого нанимателя приходится по 6, 18 кв. метра. ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Просит суд признать за ФИО1 право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в связи с обеспеченностью жильем менее учетной нормы. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» включить ФИО1 в единый список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании представитель истца помощник Прокурора Черновского района г. Читы Коренева Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогичное вышеизложенному. Представитель истца Кулагина Т.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что она является опекуном несовершеннолетней ФИО1. Они проживают в квартире матери, квартира муниципальная. В указанной квартире зарегистрировано 6 человек, другого жилого помещения у ФИО1 не имеется. Представитель ответчиков администрации городского округа «Город Чита» и администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Безруких А.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что действующим законодательством не установлена норма, позволяющая не производить закрепление жилья за сиротами независимо от площади жилого помещения и количества зарегистрированных лиц. В соответствии с п.2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 7.07.2011 года № 746-О-О указано, что п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. При подаче заявления о постановке ФИО1 на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, документов, подтверждающих признание заявителя в установленном порядке малоимущим и нуждающимся, не предоставлялось. Кроме того, администрация Черновского административного района является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 40 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как установлено в судебном заседании ФИО1 является лицом из числа детей-сирот. Согласно распоряжения главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» №-р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО1 учреждена опека, жилая площадь за ней не закреплена, так как она зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, где имеют регистрацию 6 человек, общая площадь помещения составляет 30, 9 кв.м. (л.д. ). Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит вопрос обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истицы в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий. Необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее незащищенной категории граждан-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление истице жилого помещения является обязанностью муниципального образования не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека, 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек. Исходя из общей площади жилого помещения 30, 9 кв.м., в котором проживает ФИО1 и количества зарегистрированных лиц еще 5 человек (Кулагина Т.Г, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6), следует, что на каждого члена семьи приходится по 5, 15 кв. м общей площади, что является менее установленной учетной нормы жилого помещения. Согласно протокола заседания межведомственной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что учетная норма не учитывается при закреплении жилой площади (л.д. ). Вместе с тем, в суде было установлено, что жилая площадь за ней не закреплялась. На основании вышеизложенного, суд находит, что исковые требования Прокурора Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и включении в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма к Администрации городского округа «Город Чита» подлежат удовлетворению, поскольку в суде установлено и данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчиков, что истица является лицом из числа-детей-сирот, над ней учреждена опека, жилая площадь за ней не закреплялась, имущества, представляющего ценность не имеет, в связи с чем, отказ в постановке ФИО1 на учет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в качестве лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения является необоснованным и нарушающим нормы действующего законодательства. Доводы представителя ответчика Администрации городского округа «Город Чита» о том, что при постановке на учет необходимо признание истицы малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, суд находит несостоятельными, поскольку ФИО1 является малолетней и имущества, представляющего ценность не имеет, что подтверждается распоряжения главы администрации ФИО2 административного района городского округа «Город Чита» об учреждении опеки, кроме того площадь жилого помещения, в котором проживает истица, составляет менее учетной нормы на одного члена семьи. В иске Прокурора Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» надлежит отказать, так как постановка на учет нуждающихся в жилье детей-сирот в полномочия администрации района не входит. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Прокурора Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и включении в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Признать за ФИО1 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» включить ФИО1 в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении иска Прокурора Черновского района г. Читы в интересах ФИО1 к администрации Черновского административного района городского округа «город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы. Судья И.В. Куклина