`Решение (о внеочередном предоставлении жилого помещения, о финансировании предоставления жилого помещения), иск удовлетворен`



Дело № 2-1180/2012

"Решение (не вступило в законную силу)"

именем Российской Федерации

город Чита 08 июня 2012 года

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Пивоварова А. А.,

при секретаре Чебан Ю. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Кудяшевых А.А. и Н.П. к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству, Министерству финансов и Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, о финансировании предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кудяшева Н. П. обратилась в суд с иском к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении в общем списке под номером , в первоочередном списке - под номером как имеющая сына Кудяшева А. А., инвалида группы с детства, за которым осуществляет уход.

В ДД.ММ.ГГГГ года Министерство социальной защиты населения Забайкальского края приняло положительное решение о выделении им субсидии на приобретение жилья в сумме <данные изъяты> рублей, которой невозможно воспользоваться из-за ветхости их дома по улице <адрес> в городе Чите, удалённости от города и неприспособленности к нормальной жизни района проживания, нежелания покупателя месяцами ждать завершения бюрократической волокиты.

Поэтому просила суд обязать администрацию района предоставить ей денежные средства для приобретения жилья на вторичном рынке согласно установленным нормам.

По делу судом были привлечены: в качестве соистца – Кудяшев А. А., в качестве соответчиков – администрация городского округа «Город Чита», Правительство, Министерство финансов и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Истец Кудяшев А. А. просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании истица и её представитель по доверенности Назарова Н. А. уточнили заявленные требования и просили суд обязать предоставить вне очереди квартиру по нормам площадью 42 кв. м (14 + 14 х 2), состоящую не менее чем из 2-х комнат и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края профинансировать приобретение жилья.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» и администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» по доверенностям Сильванович И. Н. иск не признала, так как обеспечение инвалидов и семей, имеющих инвалидов, является полномочием органа государственной власти субъекта РФ; государственными полномочиями по обеспечению инвалидов жилыми помещениями органы местного самоуправления не наделены; предоставление единовременной денежной выплаты инвалидам на строительство или приобретение жилья в собственность осуществляет Министерство социальной защиты населения Забайкальского края; вне очереди жильё предоставляется только инвалидам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, принятым на учёт после 1 марта 2005 года (после вступления в силу Жилищного кодекса РФ), к которым Кудяшева Н. П. не относится; обеспечение жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии со статьёй 28. 2 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Представители Правительства, Министерства финансов и Министерству социальной защиты населения Забайкальского края по доверенностям Иванова Н. А. и Мельников С. В. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истицы, представителей сторон, районный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, истец Кудяшев А. А., инвалид группы с детства, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания (код по МКБ – 10 ), с матерью Кудяшевой Н. П. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: город Чита, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ они состоят на учёте нуждающихся в жилом помещении в общем списке под номером , в первоочередном списке под номером .

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 указанного Кодекса, законодатель предусмотрел в подпункте 3 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Заболевание, имеющееся у Кудяшева А. А., указано в Перечне тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения такой наиболее социально незащищённой категории граждан, как инвалиды, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильём.

Положения Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителей на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как инвалидов, администрацией городского округа «Город Чита» в течение 24 лет (с 1998 года) признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылались представители ответчиков.

Частью 1 статьи 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилым помещением в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 года, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28. 2 названного Закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из статьи 31 названного Закона следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Истцом избрано в качестве реализации права получение жилья в натуре, что является полномочием органа местного самоуправления в силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании приведённых выше положений Жилищного кодекса РФ. Предоставление истцам жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» об отнесении расходов по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Истцы по объективным причинам не могут воспользоваться правом на единовременную денежную выплату, предусмотренным Законом Забайкальского края от 29. 12. 2008 № 106-ЗЗК.

На основании изложенного, заявленное требование о предоставлении жилья подлежит удовлетворению за счёт органа местного самоуправления (администрации городского округа «Город Чита»).

Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.

Истец Кудяшев А. А. как страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, пользуется правом на дополнительную жилую площадь.

В соответствии со статьёй 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями с учётом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей – инвалидов, с учётом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учёт для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учётом предоставляемых льгот.

Таким образом, норма названного Закона предусматривает необходимость учёта состояния здоровья инвалида и его права на дополнительную жилую площадь при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда независимо от оснований, по которым предоставляется это жилое помещение.

В соответствии с ч. 2, ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Из приведённых норм закона и установленных обстоятельств следует, что Кудяшевым А. А. и Н. П. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 42 кв. м, в том числе 28 кв. м Кудяшеву А. А. и 14 кв. м Кудяшевой Н. П.

Учитывая, что Кудяшев А. А. страдает тяжёлой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание невозможно, нуждается в постороннем уходе, присмотре, имеет право на дополнительную жилую площадь, суд находит обоснованным требование истцов о предоставлении им квартиры, состоящих не менее чем из двух комнат.

В иске к администрации района суд отказывает, поскольку она является структурным подразделением администрации города и полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам не наделена.

Поскольку истцы обращались за предоставлением меры социальной поддержки, установленной Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в иске к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края должно быть отказано.

Иск к Правительству и Министерству финансов Забайкальского края удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 2, 3 и 5 указанного Закона, средства на реализацию полномочий, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования этих средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 15. 10. 2005, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изданным в развитие положений ч. 4, ст. 17 и ч. 1, ст. 28. 2 Закона № 181-ФЗ Законом Забайкальского края от 29. 12. 2008 № 106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» предусмотрено, что инвалиды, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, обеспечиваются мерами социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты (статьи 1 и 2).

Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным гражданам, проживающим в Забайкальском крае, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утверждён постановлением Правительства Забайкальского края № 109 от 16. 03. 2010.

В соответствии с названным порядком уполномоченным органом на предоставление соответствующей выплаты является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (пункт 3).

Кроме того финансовый орган субъекта Российской Федерации не является уполномоченным органом на исполнение обязанности по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кудяшевых А.А. и Н.П. к администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Кудяшевым А.А. и Н.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 42 кв. м и состоящее не менее чем из двух комнат.

В удовлетворении иска Кудяшевых А.А. и Н.П. к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству, Министерству финансов и Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, о финансировании предоставления жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, начиная с 10 июня 2012 года, в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья А. А. Пивоваров