РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 27 апреля 2012 г. г. Чита Черновский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи О.В. Монаковой при секретаре Я.В. Лобановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Рожковского ФИО14 (из числа лиц оставшихся без попечения родителей) к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения Установил: Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями в интересах Рожковского ФИО15, ссылаясь на следующее: Рожковский А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа детей- сирот. Отец Рожковского А.С. - Рожковский Сергей Михайлович – умер в 2001 г., мать Рожковская Наталья Кузьминична - умерла 30.06.2002 г. Постановлением главы администрации Черновского административного района г. Читы от 27.09.2004 г., № 606 Рожковскому А.С. назначен опекун Рожковская Н.В. Попечительство прекращено 21.03.2010 г., таким образом, его право на внеочередное предоставление жилого помещения наступило в указанном году. Пунктом 2 указанного постановления администрации за несовершеннолетним жилое помещение по адресу <адрес> не закрепляется, так как оно уничтожено пожаром. Рожковский А.С. поставлен на учет а качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в Администрации городского округа «город Чита», учетный номер 401. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления городского округа за счет субвенций, выделяемых городскому округу из бюджета Забайкальского края, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Рожковский А.С. имеет право на предоставление жилого помещения в качестве меры государственной поддержки, однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Рожковскому А.С. вне очереди жилые помещения по договорам социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в черте города Чита. размером не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Рожковскому А.С. жилого помещения. В судебном заседании представитель истца старший помощник Прокурора Черновского района г. Читы Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному. Истец Рожковский А.С. в суде также исковые требования поддержал. Представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в её отсутствие, иск не признала, представила возражения, из которых следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени ответчик извещен надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представили возражения, согласно которых исковые требования не признают, указывая, что организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, представили отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год на указанные цели. Указанные правоотношения распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2012 год, будут направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края, этой категории будут исполнены надлежащим образом. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья, которым является соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из чего, Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу. Выслушав объяснения прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Как видно из материалов дела, Рожковский А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.07.2009 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации городского округа «Город Чита» номер учетной очереди 1594 ( л.д. ) В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильем. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истцов в силу Федерального закона от 01 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылалась представитель ответчика. Также необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее социально незащищенной категории граждан -детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения данного Закона не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцам мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения как сирот, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось их право на внеочередное предоставление жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального определения и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Как установлено Рожковский А.С. в собственности жилых помещений не имеет. На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством, жилой площадью». Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязы-вании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения в пользу заявителей должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Рожковскому А.С. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. Поэтому исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ Решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Рожковскому ФИО16 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Читы, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Рожковскому А.С. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Черновский районный суд г. Читы. Судья О.В. Монакова