РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) Именем Российской Федерации 22 мая 2012 г. г. Чита Черновский районный суд г. Читы в составе: председательствующего судьи О.В. Монаковой при секретаре Я.В. Лобановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черновского района г. Читы в интересах Матросова ФИО10. Матросовой ФИО11 к Администрации Черновского административного района городского округа Город Чита, Администрации городского округа Город Чита, Комитету по развитию инфраструктуры Администрации городского округа город Чита, Министерству территориального развития Забайкальского края о выдаче свидетельства и финансировании расходов на получение социальной выплаты Установил: Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Матросова ФИО12, Матросовой ФИО13 ссылаясь на следующее: Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» от 14.12.2007 года семья Матросовых включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 02.08.2011 г. № 150-1-р семья Матросовых включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году по Забайкальскому краю в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Однако, органом местного самоуправления, обязанным производить оформление и выдачу молодым семьям свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство индивидуального жилого дома, указанное свидетельство семье Матросовых не выдано. При этом, позиция администрации городского округа «Город Чита» в отношении семьи Матросовых разъяснена и впоследствии поддержана Министерством территориального развития Забайкальского края (далее- Министерство) (письмо от 25.11.2011 № 06-8095). Невыдача органом местного самоуправления семье Матросовых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья является незаконной и препятствует гражданам в осуществлении их законных прав и свобод. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, ее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» приняты в целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Целью данной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи подпрограммы: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального усилья. В соответствии с п.46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257) социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. С учетом приведенной нормы, а также, учитывая, что семья Матросовых включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», который направлен в установленном порядке для утверждения в Министерство, Матросовы 7 февраля 2011 года оформили ипотечный кредит и приобрели жилое помещение по адресу: <адрес>, отвечающее требованиям подпрограммы. Далее, в связи с окончанием срока действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и необходимостью продолжения решения поставленных государством задач постановлением Правительства РФ от 17.12. 2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программ «Жилище» на 2011-2015 годы, которая также направлена на дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России. Ее подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» имеет те же цели и задачи. Пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее- Правила)) использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома не предусматривает. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 внесены изменения в п.2 Правил, согласно которым социальная выплата используется: е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ Данные изменения условий использования социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и стали основанием для невыдачи органом местного самоуправления семье ФИО3 свидетельства о праве на социальную выплату. Однако семья Матросовых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2007 году; включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2010 году. На момент получения Матросовыми ипотечного кредита по программе «Молодая семья» (07.02.2011г.) федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы не признана утратившей силу; иная программа, регулирующая данные правоотношения, не действовала. В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 17.12. 2010 г. №1050 опубликовано в издании "Собрание законодательства РФ", 31.01.2011, N 5, ст. 739, и вступило в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования, т.е. с 08.02.2011г. Таким образом, выше указанные изменения условий использования социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» не должны применяться к настоящему спору и не могут повлечь прекращение права семьи Матросовых на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Просит обязать администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрацию городского округа «Город Чита», Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» выдать Матросову ФИО14 и Матросовой ФИО15 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить софинансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Матросову ФИО16 и Матросовой ФИО17 социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В судебном заседании старший помощник прокурора Черновского района г. Читы Попова Г.В. исковые требования поддержала, пояснила аналогично изложенного в исковом заявлении. В судебном заседании Матросова А.А. исковые требования поддержала, дополнений к изложенному прокурором не имеет. Матросов П.А. в судебное заседание не явился, по причине нахождения в командировке. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» семья Матросовых была включена в список молодых семей -участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006- 2010 годы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы закончилось 31 декабря 2010 года. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, которая вступила в действие 08.02.2011 г. 07.02.2011 г. Матросовы оформили ипотечный кредит на приобретение жилого помещения. Однако указанной подпрограммой не предусмотрено предоставление социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным после 01 января 2011 г., в связи с чем Матросовым правомерно было отказано в выдаче свидетельства. Представитель администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» Сидорова Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита» никакого отношения к выдаче свидетельства не имеют. В Администрацию городского округа «Город Чита» ими предоставляются только списки молодых семей -претендентов на получение социальной выплаты только по Черновскому административному району. Представитель Министерства территориального развития Забайкальского края Рогова Н.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признала, пояснила, что действие подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006- 2010 годы Федеральной целевой программы «Жилище» закончилось 31.12.2010 г. Семья Матросовых исключена из списка молодых семей- претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья в 2001 г., в виду несоответствия условиям использовании социальной выплаты подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Кроме того на по состоянию на 22.05.2012 г. остаток денежных средств, исходя из лимитов 2011 года по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» составил 131480 рублей, что значительно ниже установленной сумме социальной выплаты. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Семья Матросовых на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам поставлена на учет и включена в список молодых семей- участников программы, изъявивших желание получить субсидию (ответ главы администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» № 1590 от 14.12.2007 г. л.д. ). Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 г. была утверждена Федеральная целевая программ «Жилище» на 2002-2010 г. В соответствии с п. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» вышеуказанной программы социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплат процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В период действия вышеуказанной программы семья Матросовых не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 г. в виду отсутствия достаточной для этого суммы финансирования и распоряжением Министерства от 02.08.2011 г. № 150-1-р Матросов П.А. и Матросова А.А. включены как молодая семья – участница подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г. по Забайкальскому краю. В списке значатся 33 среди 36 молодых семей по городскому округу «Город Чита». 07 февраля 2011 г. Матросовы оформили ипотечный кредит (л.д. ) и приобрели жилье по адресу г. Чита ДД.ММ.ГГГГ (договор купли-продажи л.д. ), отвечающее требованиям подпрограммы. Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 -2015 годы, в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в которой использование социальной выплаты на погашение основной суммы долга уплату процентов по ипотечным жилищным сертификатам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, не было предусмотрено. Данное постановление вступило в законную силу 08.02.2011 г. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575 внесены изменения, согласно которым социальная выплата используется: для погашение основной суммы долга уплату процентов по ипотечным жилищным сертификатам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г. Суд полагает, что изменения, внесенные в Правила Постановлением Правительства РФ № 575 от 14.07.2011 г. к настоящему спору не применимы по следующим основаниям. В соответствии с с.с. 1,2, ст. 40 Конституции Российской федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. По настоящему делу ответчик включили истцов список участников (претендентов на получение социальной выплаты) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», тем самым признавали за ними право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и её использование. Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как было указано выше, оформление ипотечного кредита семьей Матросовых было произведено в период отсутствия актов гражданского законодательства, регулирующие сложившиеся правоотношения, социальная выплата семье Матросовых по действовавшей подпрограмме не была произведена в силу недостаточного финансирования, что не должно каким либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы. На основании изложенного суд приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах иск Прокурора Черновского района обратившегося в суд в интересах семьи Матросовых в требованиях к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», Министерству территориального развития Забайкальского края подлежит удовлетворению, в требованиях к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» надлежит отказать, поскольку администрация района не правомочна решать задачи, указанные в требованиях прокурора. Руководствуясь ст.ст. 194. 198, 199 ГПК РФ Решил: Исковые требования Прокурора Черновского района в интересах Матросова ФИО18, Матросовой ФИО19 к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», Министерству территориального развития Забайкальского края удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита», Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» выдать Матросову ФИО20, Матросовой ФИО21 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить софинансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Матросову Павлу ФИО22, Матросовой ФИО23 социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В удовлетворении иска к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы. Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2012 г. Судья О.В. Монакова