Дело № 2-1392/2012 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) именем Российской Федерации город Чита 25 июня 2012 года Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А. А., при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах Семенихина Д.А. из числа детей-сирот к администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Правительству и Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванным заявлением в защиту интересов Семенихина Д. А. из числа детей-сирот, стоящего на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди с ДД.ММ.ГГГГ и не имеющего постоянного места жительства, чем нарушаются его права, которые прокурор просил защитить, обязав орган местного самоуправления предоставить Семенихину Д. А. отдельную благоустроенную квартиру площадью не менее 25 кв. м, а Правительство и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Семенихину Д. А. жилого помещения. В судебном заседании прокурор Коренева Н. А. заявленные требования поддержала в полном объёме. Ответчики о месте и времени проведения судебного разбирательства были извещены надлежаще. Представители Министерства финансов и Правительства Забайкальского края по доверенностям соответственно Мельников С. В. и Зотов Д. А. в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Они возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что полномочиями по предоставлению жилья сиротам только в натуре независимо от финансового обеспечения наделены органы местного самоуправления в пределах выделяемых субвенций либо за счёт собственных средств; выделение финансовых средств конкретному гражданину законом не предусмотрено, противоречит бюджетному законодательству; Семенихин Д. А. обучается очно в ПУ № города Читы; апелляционным определением Забайкальского краевого суда Правительство и Министерство финансов Забайкальского края обязаны обеспечить детей-сирот вне очереди жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ; Правительство финансовым органом субъекта не является. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, районный суд приходит к следующему. Как видно из материалов дела, Семенихин Д. А. из числа детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после окончания обучения в ПУ № города Читы ДД.ММ.ГГГГ собственного жилья не имеет, администрацией города Читы с ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, как сирота, номер очереди №. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Такие случаи, как следует из буквального толкования статьи 57 указанного Кодекса, законодатель предусмотрел в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит, прежде всего, вопрос не улучшения жилищных условий, а обеспечения жильём. Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истицы в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылались представители ответчиков. Следует учитывать, что названный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильём одной из наиболее социально незащищенной категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой заявителя на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как сироты, администрацией городского округа «Город Чита» признано его право на внеочередное, то есть незамедлительное, предоставление жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. На основании изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению за счёт администрации городского округа «Город Чита». В иске к администрации района как не наделённой полномочиями по предоставлению жилья суд отказывает. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу закона на основании положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 26. 3 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 8 Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 5 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью». Поэтому Правительство и Министерство финансов Забайкальского края, на которые законом возложена обязанность по финансированию приобретения жилого помещения, являются соответчиками по настоящему делу. Судом установлено, что обязанность по финансированию приобретения жилых помещений исполняется в недостаточном объёме. В связи с этим Правительство и Министерство финансов Забайкальского края обязаны своевременно и в полном объёме осуществить финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Семенихину Д. А. жилого помещения. Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185. Целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма является обеспечение жильём лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Результатом такого обеспечения должно явиться прекращение нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, соответствие предоставленного жилья установленным нормам и правилам. Достижению указанной цели будет полностью отвечать предоставление благоустроенного жилого помещения, являющегося отдельной квартирой. Из приведённых норм закона следует, что Семенихину Д. А. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 25 кв. м. Другие доводы, на которые ссылались представители ответчиков, не могут служить основаниями к отказу в удовлетворении заявленного требования как противоречащие закону. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Черновского района города Читы в интересах Семенихина Д.А. из числа детей-сирот к администрации городского округа «Город Чита», Правительству и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Семенихину Д.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам и находящееся в черте города Читы, общей площадью не менее 25 кв. м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Семенихину Д.А. жилого помещения. В удовлетворении иска к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров