Решение (об исполнении обязанности в натуре), иск не удовлетворен



Дело № 2-1305-1307/2012

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

именем Российской Федерации

23 июля 2012 года город Чита

Черновский районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Пивоварова А. А.,

при секретаре Чебан Ю. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям «Средняя общеобразовательная школа № 24», «Средняя общеобразовательная школа № 30», «Средняя общеобразовательная школа № 51», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Черновского района года Читы обратился в суд с вышеназванными требованиями к муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям «Средняя общеобразовательная школа № 24», «Средняя общеобразовательная школа № 30», «Средняя общеобразовательная школа № 51» (далее – школы №№ 24, 30, 51), комитету образования администрации городского округа «Город Чита», ссылаясь на то, что доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок. По результатам проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что вопреки указанным требованиям закона школами №№ 24, 30 и 51 не обеспечивается беспрепятственный доступ в здания школ для инвалидов.

Поэтому просил суд обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здания школ, а именно: 1. На входе на территорию школы № 24 по адресу: город Чита, <адрес>, демонтировать порог; на входе в здание школы оборудовать двухпетлевой пандус длиной 5 метров с поручнями; в мужском и женском санузле установить поручни; 2. На входе в здание школы № 30 по адресу: город Чита, <адрес>, оборудовать пандус длиной 16 метров с поручнями; на входе в здание демонтировать пороги; на входах в санузлы демонтировать пороги; в санузлах установить поручни; 3. На входе на территорию школы № 51 демонтировать ступени; на входе в здание школы оборудовать пандус длиной 3-4 метра с поручнями; в мужском и женском санузлах установить поручни.

На основании ч. 4, ст. 151 ГПК РФ дела по искам прокурора были объединены в одно производство.

Определением суда в качестве соответчика была привлечена администрация городского округа «Город Чита».

В судебном заседании помощник прокурора района Круликовский М. О. заявленные требования поддержал в полном объёме.

Врио директора школы № 24 Чупрова И. Ю., директор школы № 30 Яхин Р. Ю., директор школы № 51 Еремеева И. В., представитель комитета образования администрации городского округа «Город Чита» и администрации городского округа «Город Чита» по доверенностям Кузнецова Т. В. иск не признали ввиду отсутствия свободных финансовых средств; нецелесообразности удовлетворения иска из-за участия школ №№ города Читы в экспериментальном проекте «Доступная среда» и неучастия школ и комитета в обследовании зданий школ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд отказывает в иске по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок (Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 года № 73).

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 года № 94-р для проведения мониторинга объектов социальной инфраструктуры на определение их доступности для людей с ограниченными возможностями образована рабочая группа, состав которой утверждён указанным распоряжением.

Этой рабочей группой в составе: заместителя руководителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО12, специалиста отдела организации деятельности учреждений Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО7, начальника отдела реабилитационной работы, специального образования и опеки Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края ФИО8, председателя и заместителя Забайкальской региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО9 и ФИО10 соответственно в ДД.ММ.ГГГГ года проведены обследования зданий школ №№ 24, 30 и 51.

В соответствии с Положением о рабочей группе для проведения мониторинга объектов социальной инфраструктуры на определение их доступности для людей с ограниченными возможностями, утверждённым Министром социальной защиты населения Забайкальского края, членами рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования были составлены акты.

Актами установлено, что для обеспечения доступности объектов для инвалидов необходимо: 1. В школе № 24: ликвидировать порог при входе на прилегающую территория здания; на входе в здание установить двухпетлевой пандус с поручнями с любой стороны длиной 5 м или подъёмник; устранить пороги при входе в здание; ликвидировать пороги и перепады внутри помещения; в санузлах установить унитаз с поручнями, ликвидировать ступени, оборудовать раковины поручнями или предусмотреть отдельный санузел для инвалидов; на лестничных пролётах установить мобильный подъёмник или предусмотреть строительство лифта; 2. В школе № 30: на входе в здание установить пандус с поручнями длиной 16-20 м или подъёмник; устранить порог дверного проёма на входе в здание; оборудовать один из санузлов для людей с ограниченными возможностями. В санузле демонтировать ступени, установить унитаз с поручнями, оборудовать раковины поручнями, устранить пороги; устранить в помещении перепады, пороги; на входе в спортивные залы оборудовать пандусы длиной 2, 5 м, устранить пороги в раздевалках; приспособить одну из лестниц наклонными лестничными подъёмниками, установить мобильный подъёмник или предусмотреть строительство лифта; на входе в помещение бассейна установить пандус длиной 2 м; оборудовать бассейн подъёмником; 3. В школе № 51: ликвидировать ступени на прилегающей территории или установить пандус; на входе в здание установить пандус с поручнями длиной 3-4 м или подъёмник; устранить порог на входе в здание, перепад в тамбуре; ликвидировать пороги и перепады внутри помещения; на пути в новое помещение установить пандус с перилами длиной 6-7 м с возможностью демонтажа, предусмотреть площадку для разворота коляски или установить подъёмник; в мужском и женском санузлах предусмотреть отдельный санузел для инвалидов согласно СНиПам; в спортивном зале и раздевалке расширить дверной проём, ликвидировать пороги. Поднять уровень пола в тамбуре на входе в спортивный зал. Понизить уровень пола в зале; на пути в столовую оборудовать пандус с перилами; на лестничных пролётах установить мобильные подъёмники или предусмотреть строительство лифта; расширить дверной проём в медпункте.

Указанные обстоятельства препятствуют доступу в здания школ инвалидов-колясочников.

В соответствии с ч. 2, ст. 18 Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведённых норм закона следует, что целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, включая детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, к таким объектам социальной инфраструктуры, как общеобразовательные учреждения, является организация участия этих лиц в образовательном процессе.

В данном случае оборудование школ специальными техническими средствами, фактически реконструкция школ и другие полумеры, обязать которые ответчиков просил прокурор, указанной цели не достигнет.

Так, здание школы № 24 ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Мужской туалет находится на первом этаже, а женский – на втором. На первом же этаже здания располагается только начальная школа и столовая, а старшая школа располагается на втором этаже, то есть старшие дети-инвалиды не смогут принять участие в образовательном процессе. Дверь в мужской туалет открывается наполовину из-за несущей стены. В туалете очевидно невозможно установить поручни, требуется капитальное переоборудование помещения, что объективно нецелесообразно, так как участие детей в образовательном процессе может быть организовано иными, менее затратными способами. Рядом с лестницей, ведущей на второй этаж, находится эвакуационный выход.

В школе № 30 в случае обустройства пандуса длиной 16 м на входе он займёт частично беговую дорожку для детей. Унитазы и ступени к унитазам технологически обоснованны, поскольку их расположение препятствует повреждению сантехники. Требуется значительное финансирование на реконструкцию многих помещений школы.

Кроме центрального, в школе № 51 имеется короткий объездной беспрепятственный путь к входу. Туалет технически невозможно переоборудовать так, как того требует прокурор. В школе обучается только <данные изъяты>, на дому.

Заслуживают внимание доводы представителей ответчиков о том, что пороги в условиях сурового забайкальского климата снижают риск заболеваемости у детей в холода.

Каких-либо жалоб от детей-инвалидов и их родителей по поводу отсутствия доступа в здания школ, не поступало.

Основным источником формирования имущества и финансовых ресурсов школ являются субсидии (бюджетные средства). В планах финансово-хозяйственной деятельности школ на 2012 год не предусмотрено дополнительных денежных средств для осуществления строительства, в том числе для исполнения тех требований, о которых просил прокурор в иске, а доказательств исполнимости заявленных требований, возможности приспособить школы для нужд инвалидов-колясочников, прокурором суду не представлено.

При таких обстоятельствах бюджетные средства городского округа «Город Чита» в требуемом для исполнения заявленных требований значительном размере разумнее израсходовать на создание на территории городского округа специального образовательного учреждения либо на оборудование специальными техническими средствами тех общеобразовательных учреждений, которые возможно приспособить для соответствующих нужд.

Названные меры принимаются. Согласно приказа председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ школы №№ (находится в Черновском районе города Читы) и принимают участие в государственной программе РФ «Доступная среда» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ года № , за счёт субсидий из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на ДД.ММ.ГГГГ год на сумму <данные изъяты> рублей.

Справка начальника Черновского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о зарегистрированном на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> инвалиде, из которых <данные изъяты> дети, а <данные изъяты> человека – дети в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет, сама по себе основанием для удовлетворения иска не является, так как в самой справке указано, что информация по посещающим школы отсутствует.

Закон не предусматривает оборудование специальными техническими средствами, обеспечивающими доступ инвалидов, использующих кресла – коляски, каждого общеобразовательного учреждения. Часть 5 статьи 15 Закона прямо предусматривает случаи, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям «Средняя общеобразовательная школа № 24», «Средняя общеобразовательная школа № 30», «Средняя общеобразовательная школа № 51», комитету образования администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, начиная с 28 июля 2012 года, в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья А. А. Пивоваров