Дело № 2-1458/2012 РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу) именем Российской Федерации 26 июля 2012 года город Чита Черновский районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Пивоварова А. А., при секретаре Чебан Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Алексановой Л.Г. и Гиносяна Г.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Алексанова Л. Г. и Гиносян Г. Н. обратились в суд с вышеназванным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» (далее – общество), указав в его обоснование следующее. ДД.ММ.ГГГГ они воспользовалась услугами общества, в кассе которого по адресу: город Чита, <адрес>, приобрели четыре авиабилета по маршруту <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ: два на себя стоимостью 17055 рублей каждый и два на детей ФИО9 и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стоимостью для каждого из детей только международной перевозки <данные изъяты> в размере 10 %, то есть 1725 рублей каждый, уплатив сбор в сумме 624 рубля. ДД.ММ.ГГГГ они благополучно и своевременно прилетели в аэропорт <адрес> <адрес> рейсом № авиакомпании «<данные изъяты>». Однако при прохождении регистрации на рейс № авиакомпании «<данные изъяты>» по маршруту <данные изъяты> (время вылета <данные изъяты> мск.) выяснилось, что по компьютеру были зарегистрированы только билеты на их детей. Тогда сотрудники аэропорта вызвали представителя авиакомпании «<данные изъяты>», который разъяснил, что билеты на взрослых не оплачены и помочь он ничем не может. Самолёт улетел без них. В отсутствие вины авиакомпании аэропорт не обязан был заботиться о них. В связи с этим им пришлось испытать значительные неудобства и страдания. Лишь во втором часу ночи удалось приобрести по очень высокой цене авиабилеты на рейс № авиакомпании «<данные изъяты>» на четверых на сумму 35706 рублей. По возвращению в город Читу ДД.ММ.ГГГГ они направили претензию в адрес общества, из ответа на которую следовало, что в системе бронирования билетов указан статус «Nosho», означающий неявку на рейс или опоздание на регистрацию, и было разъяснено, что в авиакомпанию «<данные изъяты>» направлен запрос о причинах не допущения на рейс. Поэтому просили взыскать с общества 35706 рублей убытков, 35706 рублей неустойки и 50000 рублей компенсации морального вреда. Истцы в судебное заседание не явились. В заявлениях, адресованных суду, заявленные требования поддержали и просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием адвоката Бакшеевой Ю. Н. Адвокат Бакшеева Ю. Н., получив в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ копии возражений ответчика с приложенными к ним документами для передачи истцам, которой были разъяснены юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию сторонами, в судебное заседание не явилась. Определением суда признано возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся истцов и их представителя. Представитель общества по доверенности Кокорин С. А. возражал против удовлетворения иска, так как билеты были приобретены и места на рейсы <данные изъяты> и <данные изъяты> забронированы; в системе бронирования стоит статус «NOSHOW», означающий неявку на рейс или опоздание на регистрацию; претензий к обществу авиакомпания «<данные изъяты> не имеет, авиабилеты оформлены правильно и согласно правилам применения тарифа SPDME и в системе <данные изъяты> авиакомпании «<данные изъяты>» статус пассажиров указан как «NOSHOW». Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, районный суд отказывает в иске по следующим основаниям. В силу статьи 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки пассажира, в соответствии со статьёй 786 названного Кодекса, удостоверяется билетом. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ч. 1, ст. 790 Кодекса). В соответствии со статьёй 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Согласно ч. 1, ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В силу статьи 15 названного Закона моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (статья 401 Гражданского кодекса РФ). Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы Алексанова Л. Г. и Гиносян Г. Н. воспользовалась услугами общества, в кассах которого по адресу: город Чита, <адрес>, приобрели авиабилеты №№ №, №, №, № на себя и ДД.ММ.ГГГГ на своих детей до 2 лет ФИО11 и ФИО12 на рейс <данные изъяты> (рейсы № и №) на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они своевременно (согласно копий электронных билетов в <данные изъяты> мск. вр.) прилетели в аэропорт «<адрес>» <адрес> рейсом № авиакомпании «<данные изъяты>». Рейс № авиакомпании «<данные изъяты>» по маршруту <данные изъяты> согласно копий электронных билетов (иного не установлено) вылетел в <данные изъяты> мск. вр. Истцы и их дети рейсом № не вылетели, а вылетели из аэропорта «<адрес>» <адрес> рейсом № авиакомпании «<данные изъяты>» по маршруту <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мск. вр., уплатив за четверых провозную плату в размере 35706 рублей. Согласно пункту 28 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых приказом Минтранса России от 28. 06. 2007 № 82 (далее – Правила), при бронировании перевозки с пересадкой (перегрузкой) пассажира, багажа, груза в аэропорту, указанном в перевозочном документе, в течение двадцати четырех часов с одного рейса на другой рейс для дальнейшего следования по маршруту перевозки (далее - аэропорт трансфера), перевозчик или уполномоченный агент обязан обеспечить бронирование и получить подтверждение о бронировании на всех участках перевозки пассажира, багажа, груза, в том числе на участках, перевозка по которым выполняется другими перевозчиками, позволяющее пассажиру прибыть на регистрацию в установленное время для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра, перегрузить багаж, груз на другой рейс и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, а также процедуры по передаче груза с одного воздушного судна на другое. Пунктами 80 - 84 Правил предусмотрено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т. п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна. Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка. При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация. В соответствии с пунктом 41 Правил в случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом (далее - вынужденное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира) до начала перевозки или после начала перевозки доплата с пассажира не взимается. В пункте 227 Правил указано, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом. Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. В соответствии с пунктом 228 Правил в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 или пункте 41 настоящих Правил. В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3, ст. 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По настоящему делу истцы должны были доказать, что заблаговременно прибыли к месту регистрации пассажиров и оформления багажа на рейс U8515, а также вынужденность отказа от перевозки или вынужденность изменения ими условий договора воздушной перевозки. Таких письменных доказательств, как предусмотрено вышеуказанным пунктом 228 Правил, истцами суду не представлено. Напротив, ответчиком представлены доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ обществом в автоматизированной системе бронирования «<данные изъяты>» были оформлены электронные билеты на истцов и их детей на рейсы <данные изъяты> и <данные изъяты>, в автоматизированной распределительной системе <данные изъяты> по второму полётному сегменту (<данные изъяты>) ремарка «NO SHOW», означающая, что пассажиры не воспользовались авиабилетами по причине неявки на рейс или опоздания на регистрацию (электронная запись <данные изъяты>); претензий относительно выписанных в обществе ДД.ММ.ГГГГ истцам и их детям авиабилетов авиакомпания «<данные изъяты>» никаких не имеет, авиабилеты выписаны правильно и согласно правилам применения тарифа SPDME, действующих в рамках соглашения ОЗС между авиакомпаниями «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», в системе <данные изъяты> статус пассажиров был указан как «NO SHOW», то есть неявка на рейс. Это подтверждается ответами коммерческого директора <данные изъяты> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и генерального директора <данные изъяты> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворения иска Алексановой Л.Г. и Гиносяна Г.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Авиаэкспресс» о защите прав потребителей отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца, начиная с 28 июля 2012 года, в Забайкальский краевой суд путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы. Судья А. А. Пивоваров