РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации дело 2-327/2011 г.
15 февраля 2011 года
Черновский суд г. Читы в составе:
Председательствующего судьи Епифанцевой М.А.
При секретаре Марий О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черновского района г. Читы в интересах Богодухова Александра Александровича к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, и
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Богодухова А.А. с вышеназванным иском к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, указав следующее.
Богодухов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Он обучался в ФГОУ СПО «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», после окончания обучения в июне ДД.ММ.ГГГГ года, не обеспечен жильем. Богодухов А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации городского округа «Город Чита» с 24 мая 2010 года, учетный номер-ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что в разумные сроки жилое помещение в порядке очередности Богодухову А.А. не будет предоставлено, в связи с чем прокурор просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Богодухову А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, расположенной в границах г. Чита, общей площадью не менее №
В судебном заседании помощник прокурора Попова Г.В. предъявленный иск поддержала и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Истец Богодухов А.А. в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в его отсутствие ( л.д. ).
Представитель Администрации городского округа «Город Чита»-Печак О.Ю., выступающая на основании доверенности, в суд не явилась, о дне слушания дела судом извещена надлежаще. Просит дело рассмотреть в её отсутствие, в своем письменном отзыве на исковые требования указала, что дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в соответствующем учреждении органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Поэтому, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. В развитие указанных предписаний БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях. В соответствии с Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18 декабря 2009 года обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет субвенций бюджетам муниципальных образований и городских округов, предоставляемых из бюджета края. Кроме того пояснила, численность детей-сирот достаточно велика и составляет 2000 человек. Вместе с тем, средств, в рамках выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья данной категории граждан, недостаточно, в связи с чем истца, как и других лиц, невозможно обеспечить необходимым жильем.
Представитель Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в суд не явился, о дне слушания дела судом извещен надлежаще ( л.д. ).
Представитель Министерства финансов Забайкальского края-Каменева Л.В., выступающая на основании доверенности, в суд е явилась, о дне слушания дела судом извещена надлежаще, просит дело рассмотреть в её отсутствие, в своем письменном отзыве на исковые требования указала, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Под расходным обязательством понимается обязанность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства соответствующего бюджета, предоставить средства, предусмотренные законом о бюджете на очередной финансовый год. Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года № 286-ЗЗК муниципальным образованиям края предусмотрены субвенции для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 85102,3 тыс. руб. Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 474-а утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью». Согласно данного Порядка предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на указанные цели. Данные правоотношения распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Истец имеет право на получение жилого помещения в натуре и не имеет право требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на его приобретение как в муниципальную собственность, так и в личную.
Представитель Правительства Забайкальского края-Зотов Д.А., выступающий на основании доверенности, в суде предъявленный иск не признал и пояснил, что согласно ст.49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным гражданам в установленном ЖК РФ порядке.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), жилой площадью» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Также пояснил, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края осуществляют переданные полномочия в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, истец Богодухов является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Собственного жилья не имеет, что подтверждается материалами дела ( л.д. ). Состоит на учете детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, учетный номер1855.
В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно п.1ст.52 ЖК РФ жилы помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Такие случаи, как следует из буквального толкования ст.57 ЖК РФ законодатель предусмотрел в подп.2.п.2 данной статьи в соответствии с которым вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 части 1, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ч.1ст.39).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения такой категории граждан как дети-сироты, для которых остро стоит вопрос обеспечения жильем.
Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением возникло у истца в силу Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких бы то ни было условий, в том числе тех, на которые ссылается представителя ответчиков.
Необходимо учесть, что вышеназванный Закон содержит специальные нормы, регулирующие особые правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением жильем одной из наиболее незащищенной категории граждан-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения данного Закона не препятствует разрешению вопроса о предоставлении истцу мер социальной поддержки органом местного самоуправления, поскольку постановкой истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как ребенка-сироты, администрацией городского округа «Город Чита» в течение длительного времени признавалось её право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Данная обязанность муниципального образования не противоречит положениям статей 5 и 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению за счет органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.2ст.8 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 373-а утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью».
Таким образом, в случае невозможности исполнения судебного решения об обязывании органа местного самоуправления предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности денежных средств при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения суда в пользу истца должна быть взыскана стоимость жилого помещения за счет средств бюджета ( казны) Забайкальского края.
Норма предоставления жилого помещения в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека и не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей их двух и более человек, установлена решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцу Богодухову А.А. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение общей площадью не менее №
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» и Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Богодухову Александру Александровичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, расположенного в границах города Чита, общей площадью не менее №
При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостаточности выделенных денежных средств предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета ( казны) Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский суд г. Читы.
Судья- Епифанцева М.А.