№ 2-488-492/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 марта 2011 года Черновский районный суд г. Читы В составе председательствующего судьи Куклиной И.В., при секретаре Савенко Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Черновского района г. Читы в защиту неопределенного круга лиц к администрации Черновского района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» об обязании администрации городского округа «Город Чита», администрации Черновского района городского округа «Город Чита» устранить снежный накат на остановках г. Читы по пути следования городского автобусного маршрута №: <адрес> «<адрес>», <адрес> «<адрес> <адрес> <адрес> «<адрес>»; №, №, №: «<адрес> <адрес> <адрес>»; №: «<адрес> <адрес>», <адрес> <адрес>»; №: <адрес>», у с т а н о в и л : Истец – Прокурор Черновского района г. Читы, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеназванным исковым требованием, ссылаясь на следующее: Осуществляя надзор за исполнением законов и законностью нормативных актов прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка исполнения органами местного самоуправления городского округа «Город Чита» требований ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления». Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок, снежных накатов и иных повреждений на дорогах, что и обеспечивает безопасность дорожного движения. В ходе проведенного обследования улично-дорожной сети <адрес> района г. Читы выявлены недостатки на остановках общественного транспорта, а именно наличие снежного наката. Наличие снежного наката недопустимо, так как из-за снежного наката образуется сужение проезжей части, ограничивается видимость автобусных остановок и нарушается безопасность движения транспортных средств и пешеходов в их зоне, что создает аварийную ситуацию на дороге. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. К вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа. Просят суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», администрацию Черновского района городского округа «Город Чита» устранить снежный накат на остановках г. Читы по пути следования городского автобусного маршрута №: <адрес> №», <адрес> <адрес>; №, №, №: <адрес> <адрес> №: <адрес>; №: <адрес>». В судебном заседании представитель истца – заместитель Прокурора Черновского района г. Читы Полоротова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогичное вышеизложенному. Представитель ответчика – администрации Черновского района городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу: В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Из заявления прокурора следует, что он обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц. Содержание дорог в ненадлежащем состоянии, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе и их имущества. Учитывая то, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, прокурор вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 1, 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Частью 4 ст. 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с п. 3, 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. На автобусных остановах должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. В ходе судебного заседания установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется обязанность по содержанию дорог. Согласно представленного акта обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки на остановках общественного транспорта, а именно наличие снежного наката. Наличие снежного наката установлено на остановках по пути следования городского автобусного маршрута №: <адрес> <адрес> №», <адрес>; №, №, №: «<адрес>»; №: <адрес> №: «<адрес> Учитывая то, что акт составлен в соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд считает установленным факт несоответствия дорожного покрытия на указанных участках ГОСТу Р 50597-93. Статья 16 ч. 1 п. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3, 4 Устава городского округа «Город Чита» граница городского округа "Город Чита" - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территорию городского округа "Город Чита" составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория городского округа "Город Чита" разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии с п. 5 ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Указанные в исковом заявлении улицы и дороги относятся к <адрес> административному району и являются территорией городского округа «Город Чита». Согласно ст. 52 Устава, автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Чита» находятся в собственности городского округа «Город Чита», в связи с чем к полномочиям администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе. При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по устранению снежного наката на остановках на администрацию муниципального образования – городской округ «город Чита», а в иске к администрации Черновского района городского округа «Город Чита» следует отказать, так как эта организация является административным районом муниципального образования. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» устранить снежный накат на остановках <адрес> по пути следования городского автобусного маршрута №: <адрес> <адрес> №», <адрес> <адрес>»; №, №, №: «<адрес>»; №: <адрес> №: «<адрес>». В иске прокурора Черновского района г. Читы к администрации Черновского района городского округа «Город Чита»– отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы. Судья И.В. Куклина