2-1409/2010 (о включении в специальный стаж периода работы и о назначении пенсии )



Решениеименем Российской Федерации

Дата обезличена г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Третьяковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТАТАМИРОВОЙ НАТАЛЬИ ГЕННАДЬЕВНЫ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, исключённых решением комиссии, и о назначении этой пенсии,

у с т а н о в и л:

истица Татамирова Н.Г. Дата обезличена года подала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черногорске Республики Хакасия (далее ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске) заявление о назначении ей трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с педагогической деятельностью, и представила документы для назначения этой пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Номер обезличен от Дата обезличена года (далее - решение комиссии Номер обезличен) отказано истице в назначении этой трудовой пенсии в связи с недостаточностью (менее 25 лет) специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста.

В этом решении приведён расчёт специального трудового стажа, согласно которому в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, засчитано 24 года 2 месяца 27 дней;

не засчитано в стаж несколько периодов работы, в частности, периоды работы:

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 1 месяцев 11 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 09 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 1 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 12 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 27 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 18 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 2 месяцев 00 дней в должности учителя начальных классов в средней школе Номер обезличен Черногорского городского отдела народного образования, по причине нахождения в учебных отпусках;

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 13 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 20 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 20 дней в должности учителя начальных классов в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен с углубленным изучением отдельных предметов» г. Черногорска (с Дата обезличена года - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Черногорска), по причине нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от педагогической деятельности;

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 23 дней в должности учителя начальных классов в Муниципальном общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Черногорска, по причине приостановки функционирования учреждения.

В связи с этим Татамирова Н.Г. предъявила к ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске исковые требования о включении в специальный стаж этих периодов работы и о назначении ей пенсии с Дата обезличена года, указывая в исковом заявлении, что ранее, в эти периоды, учебные отпуска и курсы повышения квалификации включались в такой стаж, а в периоды, когда было в городе отключение водоснабжения и карантин (в решении Номер обезличен - приостановка функционирования учреждения) она работала, ей начислялась заработная плата и отчислялись необходимые взносы на пенсионное обеспечение.

При судебном разбирательстве дела Татамирова Н.Г. исковые требования поддержала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представители ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Решетникова Н.С. и Ржиханова А.Л., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали и, возражая, привели доводы, изложенные в решении комиссии Номер обезличен.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, основываясь на положениях статей 12 и 56 ГПК РФ, пунктов 1, 2, 4 статьи 15, пункта 1 статьи 120, пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Доводы, указанные в оспариваемом решении комиссии Номер обезличен, и приведенные в судебном заседании, суд признаёт несостоятельными по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод и определяет практику законотворчества и применения законодательства. Из этого конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признания прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты. Под признанием права понимается и сохранение приобретённого права.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Номер обезличен от Дата обезличена года отказано Татамировой в назначении этой трудовой пенсии в связи с недостаточностью (менее 25 лет) специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста - из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключены, в частности, периоды ее работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 день), с Дата обезличена года по Дата обезличена года (1 день) и с Дата обезличена года по Дата обезличена года (23 дня) - как указано в этом решении по причине приостановки функционирования учреждения л.д.6-10).

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с профессиональной деятельностью; применительно к данному делу - с педагогической деятельностью.

Так, в силу нормы подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Эти Правила действительно не предусматривают включение в специальный стаж периода работы, когда функционирование учреждения было приостановлено.

Вместе с тем, из приведенных законоположений следует, что включение определенных периодов в такой стаж связано с осуществлением педагогической деятельности.

Исключая вышеназванные периоды работы, ответчик в решении Номер обезличен указал причину - приостановка функционирования учреждения.

Ответчик не доказал перед судом свои возражения, что истица в эти периоды не осуществляла педагогическую деятельность, и не предпринял попыток продемонстрировать наличие фактических оснований для сделанных утверждений, ссылаясь лишь на обоснования, указанные в оспариваемом решении комиссии;

истица же, утверждая, что в эти периоды она осуществляла педагогическую деятельность, пояснив, что в периоды, как и в периоды каникул, она находилась на рабочем месте полный рабочий день и занималась педагогической деятельностью, которая включает не только непосредственное преподавание на уроках, но и подготовка к урокам, и другая работа, связанная с её деятельностью, представила суду доказательства, и они не опровергнуты ответчиком.

Так, из справки Городского Управления образованием администрации г. Черногорска (ГУО) видно, что в эти периоды имели место отключение холодной воды, низкий температурный режим, карантин л.д.17).

Сами по себе эти обстоятельства не свидетельствуют о том, что истица в эти периоды не осуществляла педагогическую деятельность.

Как пояснила истица, в эти дни она находилась на рабочем месте полный рабочий день, как и в периоды каникул, занимаясь педагогической деятельностью, и эти периоды работы оплачивались.

В приведенной выше справке ГУО также отражено и то обстоятельство, что за эти дни, исключенные решением комиссии Номер обезличен, истице начислялась заработная плата.

Следовательно, эти периоды подлежат включению в стаж, подтвержденные вышеприведенной справкой и записями в трудовой книжке истицы л.д.11-14 и 17).

Исключая спорные периоды нахождения истицы в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации из специального стажа, ответчик исходил из того, что эти периоды не подлежат включению в стаж, поскольку включение таких периодов в стаж также не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, от 2002 года.

Между тем, оценку пенсионных прав необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Статьей 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Кроме того, как видно из представленных истицей копиями приказа и расчетных листков, она была отозвана с курсов на работу, и ей начислялась заработная плата л.д.15, 18-19).

Следовательно, эти исключенные периоды работы также подлежат включению в стаж.

Подлежат включению в стаж работы по специальности и периоды нахождения в учебных отпусках.

Как видно из оспариваемого решения комиссии Номер обезличен и записей в трудовой книжке, в эти периоды истица работала в должности учителя начальных классов в средней школе Номер обезличен Черногорского городского отдела народного образования;

Согласно справке Городского Управления образованием администрации г. Черногорска, за периоды нахождения истицы в учебных отпусках ей начислялась заработная плата л.д.16).

В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, пунктом 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Поскольку истица, что подтверждено записями в трудовой книжке и в приведенной выше справке, осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права, с 1989 по 1992 год, - потому с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, - указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Следовательно, истица имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, полежат включению в стаж спорные периоды работы, исключенные решением комиссии Номер обезличен - нахождение в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, приостановка функционирования учреждения;

и, следовательно, трудовой стаж истицы на момент подачи заявления о назначении пенсии (на Дата обезличена г.) составляет 25 лет 00 месяцев 03 дней:

24 года 02 месяцев 27 дней - зачтённый комиссией

+ зачтённые судом:

00 лет 01 месяцев 11 дней - учебный отпуск

+

00 лет 00 месяцев 09 дней - учебный отпуск

+

00 лет 01 месяцев 01 дней - учебный отпуск

+

00 лет 00 месяцев 12 дней - учебный отпуск

+

00 лет 00 месяцев 27 дней - учебный отпуск

+

00 лет 00 месяцев 18 дней - учебный отпуск

+

00 лет 02 месяцев 00 дней - учебный отпуск

+

00 лет 00 месяцев 13 дней - курсы повышения квалификации

+

00 лет 00 месяцев 20 дней - курсы повышения квалификации

+

00 лет 00 месяцев 20 дней - курсы повышения квалификации

+

00 лет 00 месяцев 01 дней - приостановка функционирования учреждения

+

00 лет 00 месяцев 01 дней - приостановка функционирования учреждения

+

00 лет 00 месяцев 23 дней - приостановка функционирования учреждения

---------------------------------------------------------------------------

= 25 лет 00 месяцев 03 дней

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Как установлено судом, истица за назначением пенсии обратилась Дата обезличена года, и на этот момент её трудовой стаж составлял 25 лет 00 месяцев 03 дней и, следовательно, у истицы на момент подачи заявления возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению - спорные исключенные периоды работы подлежат включению в стаж, и требование о назначении пенсии подлежит удовлетворению со дня обращения за ней - с Дата обезличена года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Татамировой Натальи Геннадьевны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия включить в трудовой стаж Татамировой Натальи Геннадьевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды её работы:

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 1 месяцев 11 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 09 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 1 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 12 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 27 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 18 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 2 месяцев 00 дней в должности учителя начальных классов в средней школе Номер обезличен Черногорского городского отдела народного образования;

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 13 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 20 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 20 дней в должности учителя начальных классов в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа Номер обезличен с углубленным изучением отдельных предметов» г. Черногорска (с Дата обезличена года - Муниципалльное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Черногорска);

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 01 дней,

с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. продолжительностью 0 лет 0 месяцев 23 дней в должности учителя начальных классов в Муниципальном общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Черногорска.

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия назначить Татамировой Наталье Геннадьевне трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности с Дата обезличена года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия в пользу Татамировой Натальи Геннадьевны понесенные по делу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в 10-дневный срок со дня его объявления.

Председательствующий судья А П. Немежиков