2-1408/2010 (о включении в специальный стаж периода работы и о назначении пенсии )



Решениеименем Российской Федерации

Дата обезличена г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Третьяковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАЙЦЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ТИМОФЕЕВНЫ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, исключённого решением комиссии, и о назначении этой пенсии,

у с т а н о в и л:

истица Зайцева Т.Т. Дата обезличена подала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черногорске Республики Хакасия (далее ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске) заявление о назначении ей трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с педагогической деятельностью, и представила документы для назначения этой пенсии.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Номер обезличен от Дата обезличена (далее - решение комиссии Номер обезличен) отказано Зайцевой в назначении этой трудовой пенсии в связи с недостаточностью (менее 25 лет) специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста.

В этом решении приведён расчёт специального трудового стажа, согласно которому в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, засчитано 23 года 0 месяцев 18 дней;

не засчитано несколько периодов работы общей продолжительностью 2 года 5 месяцев 6 дней, в частности, период работы с Дата обезличена по Дата обезличена продолжительностью 1 год 11 месяцев 16 дней в должности старшей пионервожатой в Б-Кнышинской средней школе Идринского районного отдела народного образования в связи с несоответствием названного наименования должности наименованиям должностей, предусмотренным в Списке от Дата обезличена, а также и в ранее действовавших списках.

В связи с этим Зайцева Т.Т. предъявила к ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске исковые требования о включении в специальный стаж этого периода работы и о назначении ей пенсии с Дата обезличена, указывая в исковом заявлении, что в соответствии с ранее действовавшим Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дате право на пенсию за выслугу лет, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа, в частности, в качестве штатных пионервожатых.

При судебном разбирательстве дела Зайцева Т.Т. исковые требования поддержала;

её представитель Провоторова Т.П., обосновывая исковые требования, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Колягина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и, возражая, привела доводы, изложенные в оспариваемом решении комиссии Номер обезличен, дополнительно пояснив, что постановление Совета министров от 1959 года, на которое ссылается представитель истицы, утратило силу, и на момент нового правового регулирования российским законодательством - это Списки работ и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, от 1991 года, 1999 года и 2002 года - истица не выработала необходимый для досрочного назначения пенсии стаж.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, основываясь на положениях статей 12 и 56 ГПК РФ, пунктов 1, 2, 4 статьи 15, пункта 1 статьи 120, пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В оспариваемом решении комиссии Номер обезличен в обоснование отказа во включении исключённого периода работы в качестве пионервожатой в специальный стаж и в отказе в назначении пенсии указано, что наименования этой должности не соответствует наименованиям должностей, предусмотренным в Списке от Дата обезличена а также и в ранее действовавших списках.

Доводы ответчика, указанные в решении комиссии Номер обезличен, и приведенные в судебном заседании, суд признаёт несостоятельными по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод и определяет практику законотворчества и применения законодательства. Из этого конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признания прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты. Под признанием права понимается и сохранение приобретённого права.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Как видно из оспариваемого решения комиссии Номер обезличен и записей в трудовой книжке истицы, она в период с Дата обезличена по Дата обезличена (1 год 11 месяцев 16 дней) работала в должности старшей пионервожатой в Б-Кнышинской средней школе Идринского районного отдела народного образования.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г. Черногорске Номер обезличен от Дата обезличена отказано Зайцевой в назначении этой трудовой пенсии в связи с недостаточностью (менее 25 лет) специального трудового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста - из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен, в частности, вышеназванный период ее работы.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с профессиональной деятельностью; применительно к данному делу - с педагогической деятельностью.

Так, в силу нормы подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Исключая спорный период из специального стажа и отказывая истице в назначении пенсии досрочно, ответчик исходил из того, что на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии, должность старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и в ранее действовавших Списках.

Между тем, оценку пенсионных прав необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

О принципе сохранении приобретенного права Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию и в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, согласно которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

В соответствии с частью 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР № 463, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с пунктом 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Это обстоятельство, как работа в этот период в качестве штатной пионервожатой, подтверждена записью в трудовой книжке истицы л.д.11-13).

Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, период работы с Дата обезличена по Дата обезличена продолжительностью 1 год 11 месяцев 16 дней - подлежит включению в этот стаж и, таким образом, трудовой стаж истицы на момент подачи заявления о назначении пенсии (на Дата обезличена г.) составляет 25 лет 00 месяцев 04 дней:

23 года 00 месяцев 18 дней - зачтённый решением комиссии Номер обезличен

+

01 год 11 месяцев 16 дней - зачтённый судом

---------------------------------------------------------------------------

= 25 лет 00 месяцев 04 дней

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Как установлено судом, истица за назначением пенсии обратилась Дата обезличена, и на этот момент её трудовой стаж составляет 25 лет 00 месяцев 04 дней и, следовательно, у истицы на момент подачи заявления возникло право на назначение ей трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению - исключенный период работы подлежит включению в стаж, и требование о назначении пенсии подлежит удовлетворению со дня обращения за ней - с Дата обезличена.

Истица заявила ходатайство о взыскании понесенных расходов по оплате услуг представителя за составление искового заявления в размере 2.000 рублей и за представительство в суде в размере 8.000 рублей л.д.20).

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии с абзацем 5 статьи 94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителей.

Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Решение состоялось в пользу истицы.

Регулируя основания, условия и порядок возмещения убытков, в том числе путем обеспечения возмещения расходов, понесенных на восстановление нарушенного права, статья 100 ГПК РФ реализует, кроме того, закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип охраны права частной собственности законом (статья 35, часть 1) и обеспечивают конституционные гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1).

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Согласно прецедентной практике Европейского суда (Николова против Болгарии (Nikolova v. Bulgaria) и Веттштайн против Швейцарии (Wettstein v. Switzerland) возмещение судебных расходов и издержек возможно при следующих условиях: понесенные расходы должны быть действительными и подтверждаться документально; должны быть необходимыми для устранения нарушения права; должны быть разумными в количественном отношении.

Из квитанции об оплате услуг представителя следует, что истица уплатила представителю за составление искового заявления 2.000 рублей и за представительство в суде 8.000 рублей л.д.21).

Эти понесенные расходы на оплату услуг представителя действительные, поскольку, как приведено выше, они подтверждаются документально, они были необходимы и произведены истицей для того, чтобы устранить нарушение её права.

И суд, учитывая эти обстоятельства, а также категорию спора, время судебного разбирательства, и основываясь на принципе разумности и справедливости, приходит к выводу о возмещении этих расходов в общем размере 5.000 рублей, что, по мнению суда, является разумным в количественном отношении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 и ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Зайцевой Татьяны Тимофеевны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия включить в трудовой стаж Зайцевой Татьяны Тимофеевны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с Дата обезличена по Дата обезличена продолжительностью 1 год 11 месяцев 16 дней в должности старшей пионервожатой в Б-Кнышинской средней школе Идринского районного отдела народного образования.

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия назначить Зайцевой Татьяне Тимофеевне трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности с Дата обезличена.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия в пользу Зайцевой Татьяны Тимофеевны понесенные по делу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей и по уплате услуг представителя в размере 5.000 (Пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в 10-дневный срок со дня его объявления.

Председательствующий судья А П. Немежиков