Дело №2-1320/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего Долгополовой Т.В.
при секретаре Хохряковой Н.Е.,
с участием истцов Челябко О.Ф., Балашовой Н.В., Ульяновой А.Н., Строгановой Е.Д., представителя Администрации г.Черногоорска Ковалёвой А.В., представителя ОАО «Хакасэнергосбыт» Фирсовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ульяновой Анжелики Николаевны, Балашовой Нины Владимировны, Чигриной Светланы Викторовны, Челябко Ольги Федоровны, Чигриной Любови Николаевны, Матисакова Калыбай Нарматовича, Чановой Ирины Владимировны, Дрыгина Вячеслава Николаевича, Барабаша Данила Алексеевича, Строгановой Евгении Дмитриевны к Администрации города Черногорска, Комитету по управлению имуществом города Черногорска, открытому акционерному обществу «Хакасэнергосбыт» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ульянова А.Н., Балашова Н.В., Чигрина С.В., Челябко О.Ф., Чигрина Л.Н., Матисаков К.Н., Чанова И.В., Дрыгин В.Н., Барабаш Д.А., Строганова Е.Д. обратились в Черногорский городской суд с исковым заявлением к Администрации города Черногорска, Комитету по управлению имуществом города Черногорска, открытому акционерному обществу «Хакасэнергосбыт» (далее ОАО «Хакасэнергосбыт») об обязании применить при расчете оплаты потребленной электроэнергии тарифа как за дом оборудованный электроплитами, об обязании ОАО «Хакасэнергосбыт» принять на расчеты индивидуальные счетчики и произвести перерасчет оплаты за фактическое потребление электроэнергии по данным приборам учета Дрыгину В.Н., Барабашу Д.А. Чигриной С.В., Чигриной Л.Н. с апреля 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ, Балашову А.П., Матисакову К.Н., Чановой И.В., Ульяновой А.Н., Строгановой Е.Д., Челябко О.Ф. с апреля 2008 г. по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании Администрации г.Черногорска и Комитета по управлению имуществом г.Черногорска выполнить проект реконструкции электросетей, согласовать его с соответствующими службами и произвести монтаж электросетей специализированным предприятием многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>. Свои требования истцы мотивировали тем, что многоквартирный дом, где они проживают, никогда не был газифицирован, однако оплату за электроэнергию у них принимают по тарифам как за дом, не оборудованный электроплитами. Установленные у истцов приборы учета ОАО «Хакасэнергосбыт» не принимает к расчетам в связи с отсутствием реконструкции внутренней электропроводки всего здания. Основной собственник здания Администрация города Черногорска в силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению истцов, обязана осуществить такую реконструкцию, а ОАО «Хакасэнергосбыт" в силу ст.ст.426,544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике» принять электросчетчики, установленные истцами в своих комнатах.
На судебном заседании истцы Челябко О.Ф., Балашова Н.В., Ульянова А.Н., Строганова Е.Д. настаивали на исковых требованиях.
Остальные истцы, надлежаще уведомлённые о дате и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.
Представитель ОАО «Хакасэнергосбыт», действующий на основании доверенности (л.д.143) Фирсова Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что истцами не представлены доказательства того, что их дом оборудован электроплитами, поэтому тариф как за дом, не оборудованный электроплитами, применяется к истцам правомерно. Электросчётчики, установленные истцами в своих комнатах, ОАО «Хакасэнергосбыт» не может принять, поскольку существует определённая процедура принятия приборов учёта и необходима документация, наличие которой предусмотрена законодательством, и которой у истцов нет. Просила в иске отказать.
Представитель Администрации города Черногорска, действующий на основании доверенности (л.д.162), Ковалёва А.В. исковые требования не признала, пояснив, что в доме, где проживают истцы, установлена непосредственная форма управления, поэтому вопрос о реконструкции электросетей должен решаться на общем собрании собственников жилья. Таким образом, по мнению представителя, одни собственники не могут требовать другого собственника произвести реконструкцию. Просила в иске отказать.
Ответчик Комитет по управлению имуществом города Черногорска, надлежаще уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Суд на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав истцов, представителей ответчиков, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.123) жилой дом по адресу <адрес> находится в муниципальной собственности на основании решения горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №.
39 жилых помещений общей площадью 705,5 кв.м, что составляет 25,68 % от общего количества жилых помещений, приватизировано, о чем свидетельствует справка Администрации г.Черногоорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.166).
Как видно из материалов дела, Ульянова А.Н., Чигрина Л.Н., являются нанимателями жилого помещения соответственно комнат №, № в <адрес>, о чем свидетельствуют соответственно договоры найма ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-46).
Из свидетельств о государственной регистрации права (л.д.23,34.53,6.73,86,96,102) следует, что соответственно Чигрина С.В. является собственником 1/2 доли в праве собственности на помещение 537/2, Челябко О.Ф. - 1/4 доли комнаты 522/2, Матисаков К.Н. 1/3 доли жилого помещения 352/2, Дрыгин В.Н.- комнаты 312, ФИО32- 1/3 доли помещения 437, Строганова Е.Д. - комнаты 435/2, Балашова Н.В. - 1/2 доли помещения 308/2, Чанова И.В. - законным представителем несовершеннолетнего собственника ФИО33 помещения 328/2.
По общему правилу, установленному ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 290 ГК РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 30 также обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и. если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и предусматривает, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
К капитальному ремонту жилого помещения, согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170, наряду с другими работами относятся, в частности, работы переводу существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, замене внутриквартирных инженерных сетей и другие работы, связанные с переустройством помещений либо заменой оборудования (пункт 3 Приложения N 8).
Вместе с тем, суд считает несостоятельным довод представителя Администрации г.Черногорска о том, что истцы, являющиеся собственниками помещений в спорном доме, не могут требовать от другого собственника - Администрации города Черногорска произвести реконструкцию сетей электроснабжения в спорном доме, поскольку статьёй 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как пояснил в судебном заседании государственный инспектор отдела энергонадзора по Республики Хакасия Енисейского управления Ростехнадзора ФИО34, электропроводка в доме находится в аварийном состоянии. Осуществление отдельного учёта электроэнергии в данных жилых помещениях и дальнейшая эксплуатация электрических сетей возможна только после проведения реконструкции.
Кроме того, согласно п.9 ст.11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Таким образом, не осуществляя реконструкцию электросетей спорного дома, Администрация города не сможет исполнить требования вышеназванного федерального закона №261-ФЗ и создает препятствия собственникам приватизированных жилых помещений выполнить требования этого закона.
В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом города Черногорска, утвержденным решением Совета депутатов г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет осуществляет функции собственника в отношении муниципального имущества.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности исковых требований в части обязания Администрации города Черногорска и Комитета по управлению имуществом города Черногорска с целью обеспечения установки индивидуальных приборов учета электрической энергии выполнить проектную документацию реконструкции электросетей многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, произвести монтаж электросетей названного многоквартирного дома, сдать электросети в эксплуатацию.
Вместе с тем, учитывая срок оснащения приборами учета электроэнергии помещений в многоквартирных домах, установленный п.5 ст.13 вышеназванного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ, суд считает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано выше, государственный инспектор отдела энергонадзора по Республики Хакасия Енисейского управления Ростехнадзора ФИО34 пояснил в судебном заседании, что электропроводка в доме находится в аварийном состоянии. Кроме того, он пояснил, что для установки электросчетчиков необходимо, чтобы жилые помещения разных собственников были электрически отделены друг от друга. В помещениях же истцов не гарантируется возможность несанкционированного подключения электрооборудования смежных комнат.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленные в настоящее время приборы учета собственниками приватизированных жилых помещений правомерно не принимаются ОАО «Хакасэнергосбыт» в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» установлен для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Из смысла данной статьи следует, что электроплитами дом должен быть оборудован в установленном законом порядке.
Такой порядок установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, где также определён перечень технической документации, который необходимо иметь потребителю технический паспорт основного оборудования здания и сооружения, электрообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации.
При таких обстоятельствах представленная истцами справка ОАО «Хакасгаз» о том, что их дом не газифицирован (л.д.117), не может являться доказательством того, что их дом оборудован электроплитами.
Исходя из изложенного, требования истцов о применении при расчете оплаты потребленной электроэнергии в <адрес> тарифа за электроэнергию как за дом оборудованный электроплитами являются неправомерными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ульяновой Анжелики Николаевны, Балашовой Нины Владимировны, Чигриной Светланы Викторовны, Челябко Ольги Федоровны, Чигриной Любови Николаевны, Матисакова Калыбай Нарматовича, Чановой Ирины Владимировны, Дрыгина Вячеслава Николаевича, Барабаша Данила Алексеевича, Строгановой Евгении Дмитриевны удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Черногорска и Комитет по управлению имуществом города Черногорска в срок до ДД.ММ.ГГГГ с целью обеспечения установки индивидуальных приборов учета электрической энергии выполнить проектную документацию реконструкции электросетей многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, произвести монтаж электросетей названного многоквартирного дома, сдать электросети в эксплуатацию.
В части исковых требований о обязании Администрации города Черногорска, открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» применять при расчете оплаты потребленной электроэнергии в <адрес> тариф за электроэнергию как за дом оборудованный электроплитами, об обязании открытое акционерное общество «Хакасэнергосбыт» принять на расчеты индивидуальные приборы учета электрической энергии, установленные в жилых помещениях по адресу <адрес>, и произвести перерасчет оплаты за фактическое потребление электроэнергии по данным приборам учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Долгополова
Справка: Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.В.Долгополова