2-1435/2010 (о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения)



Решение

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Третьяковой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах Латушкиной Олеси Александровны к администрации г. Черногорска о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании восстановить в очереди на получение жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Черногорска в интересах Латушкиной О.А. предъявил к администрации г. Черногорска исковые требования о признании незаконными действий по снятию её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании администрацию г. Черногорска восстановить Латушкину в очереди на получение жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, указывая в исковом заявлении, что Латушкина состояла в очереди на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии администрации г. Черногорска она была снята с учета на получение жилья в связи с тем, что её отец ФИО10 является нанимателем жилого помещения;

прокурор полагает это решение незаконным, поскольку ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении своей дочери Латушкиной О.А. (до брака - Пискунова). Он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а с ДД.ММ.ГГГГ, когда Латушкина была еще несовершеннолетней, зарегистрирован в квартире по <адрес>, нанимателем которого является его мать ФИО13.. А Латушкина проживает у своей бабушки ФИО13 в квартире по <адрес>, и с отцом никогда не проживала.

При судебном разбирательстве дела прокурор и Латушкина О.А., привлеченная определением судьи к участию в деле в качестве истца (л.д.1), исковые требования поддержали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Администрация г. Черногорска не направила в судебное заседание своего представителя, направив в суд факсимильной связью возражения на исковые требования прокурора, в которых изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.32).

Суд приступил к разбирательству дела в порядке статьи 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.

Как видно из свидетельства о рождении Пискуновой О.А., она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются ФИО15 и ФИО10 (л.д.7).

Постановлением и.о.главы администрации г. Черногорска № от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Пискуновой О.А. установлена опека в связи с тем, что её родители злоупотребляют спиртными напитками и не занимаются воспитанием дочери; её опекуном назначена её бабушка ФИО13.;

этим постановлением за малолетней Пискуновой О.А. жилье не закреплялось (л.д.9).

Решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 и ФИО10 лишены родительских прав в отношении своей дочери Пискуновой О.А. (л.д.5-6);

на момент вынесения этого решения их ребенку Пискуновой О.А. было 6 лет.

Как установлено судом, этот ребенок проживала с опекуном - своей бабушкой ФИО13 в квартире по <адрес> в <адрес>.

Собственниками этого жилого помещения были опекун (бабушка) ребенка - ФИО13 и дед ребенка - ФИО22, которые ДД.ММ.ГГГГ совершили мену этой квартиры на квартиру по <адрес> в <адрес>, общей площадью 38,5 кв.метров, что видно из договора мены квартир (л.д.10).

И малолетняя Пискунова О.А. проживает с опекуном (бабушкой) ФИО13. в этой квартире.

Пискунова О.А., как следует из решения жилищно-бытовой комиссии о снятии её с учета, была поставлена на учет на получение жилья, как оставшаяся без попечения родителей (л.д.14).

Пискуновой О.А. в браке присвоена фамилия Латушкина, что следует из её объяснений и копии её паспорта.

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Латушкина О.А., с мотивировкой - утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (отец является нанимателем жилого помещения общей площадью 45,1 кв.метров) - л.д.14.

Выслушав прокурора и истицу, исследовав и оценив представленные прокурором доказательства, основываясь на положениях пунктов 1, 2, 4 статьи 15, пункта 1 статьи 120, пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Из этого конституционного предписания, реализуемого во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 этого федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Хакасия № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статьи 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» согласно его Преамбуле регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого Закона Республики Хакасия, право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Постановлением главы г. Черногорска № 1214-п от 27.05.2010 года утверждено Положение о порядке ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и предоставления им жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 которого право на получение жилого помещения в соответствии с настоящим Положением имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, в случае, если эти лица не имеют жилого помещения в собственности либо не являются членами семьи собственника, а также лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения.

Как установлено судом, Латушкина (до брака - Пискунова) состояла в очереди на получение жилого помещения по указанным выше основаниям, и не реализовала право на получение жилья.

Согласно абзацу 3 пункта 10 этого Положения, если в ходе рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения будет установлено, что отпали основания для предоставления жилого помещения, в том числе если будет приобретено жилое помещение в собственность или в пользование на основании договора социального найма, соответствующее норме предоставления жилого помещения, если будут выявлены обстоятельства, исключающие возможность постановки на учет в соответствии с настоящим Положением, то жилищно-бытовая комиссия Администрации вправе принять решение о снятии с учета. Решения жилищно-бытовой комиссии оформляются протоколами.

В соответствии с пунктом 15 приведенного Положения, снятие с учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

В силу требований статьи 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, что предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Согласно части 2 этой статьи закона, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Латушкина О.А., с мотивировкой - утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (отец является нанимателем жилого помещения общей площадью 45,1 кв.метров) - л.д.14.

Доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении и поддержанные в судебном заседании, обоснованы представленными доказательствами;

ответчик не представил суду доказательств и не пытался представить доказательств о наличии фактических оснований для сделанных им утверждений, изложенных в письменном возражении (л.д.32), лишь излагая в этом возражении собственное толкование исследуемым обстоятельствам.

Так, из смысла норм статьи 56 ЖК РФ следует, что основаниями для снятия граждан с учета могут стать, к примеру, улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете - возникновение у них права самостоятельного пользования жилым помещением, например вселившихся в жилое помещение как члены семьи собственника или нанимателя.

В указанном выше решении жилищно-бытовой комиссии и с ответе главы г. Черногорска прокурору на его представление, отражено, что отец Латушкиной - ФИО10 является нанимателем жилого помещения по <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,1 кв.метров (л.д.14 и 22).

Место жительства является одним из важных составляющих элементов правоспособности физических лиц. Местом жительства по определению пункта 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» конкретизирует содержание понятия «место жительства», и устанавливает, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, Латушкина (до брака - Пискунова) с 6-летнего возраста, после лишения её родителей родительских прав, проживала с бабушкой ФИО13, назначенной ей опекуном, и продолжает проживать, достигнув совершеннолетнего возраста.

Латушкина не имеет жилого помещения в собственности (л.д.24);

не является она и членом семьи собственника, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения.

Так, из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц следует, что ФИО10 (отец истицы Латушкиной О.А.) вселен в это жилое помещение (<адрес> в <адрес>) как член семьи нанимателя ФИО13, что видно из представленных документов (л.д.11-13).

Согласно части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

Как следует из пояснений свидетеля ФИО10 (отец истицы, лишенный в отношении неё родительских прав), он в квартире матери проживает с 1998 года, с ним живут его новая супруга - она не мать Латушкиной, - и её двое детей.

Это видно и из представленных прокурором документов (л.д.12,13).

Также из объяснений этого свидетеля, из объяснений свидетеля ФИО13 (бабушка истицы), из объяснений истицы следует, что истица Латушкина никогда не вселялась в это жилое помещение по <адрес>, нанимателем которой является её бабушка, а её отец ФИО10., лишенный в отношении неё родительских прав, вселен в это жилое помещение как член семьи своей матери (ФИО13.).

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Как приведено выше, за ребенком (истица Латушкина) при лишении её родителей родительских прав, не сохранялось право пользоваться каким-либо жилым помещением;

она с малолетнего возраста проживала со своим опекуном ФИО13, где проживает и по настоящее время, достигнув совершеннолетия.

Членом семьи своей бабушки ФИО13 по смыслу положений части 1 статьи 69 ЖК РФ Латушкина О.А. также не является.

Ответчик не доказал перед судом, как того требует норма части 1 статьи 56 ГПК РФ, не предоставил суду доказательств, что истица является членом семьи собственника квартиры по ул. <адрес> ФИО13., у которой она проживает с малолетнего возраста как опекаемая, либо она является членом семьи ФИО13 - нанимателя квартиры по <адрес> либо членом семьи своего отца ФИО10, сам являющийся членом семьи нанимателя, либо о наличии у истицы права пользоваться этими или другими жилыми помещениями, в частности, квартирой по <адрес> являющееся одним из оснований для снятия с учета.

Таким образом, указанные в оспариваемом решении жилищно-бытовой комиссии обстоятельства, послужившие основанием для снятия истицы с учета, не могут быть признаны законными и, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Черногорска удовлетворить.

Действия администрации г. Черногорска по снятию решением её жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Латушкину Олесю Александровну с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении - признать незаконными, и обязать администрацию г. Черногорска восстановить Латушкину Олесю Александровну в прежней очереди как нуждающуюся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня его объявления.

Председательствующий судья А.П. Немежиков