2-1177/2011 (о предоставлении жилья)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н.

при секретаре Орловой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Черногорска в интересах Соколовой Екатерины Петровны к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Соколовой Е.П. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, указывая на то, что право Соколовой Е.П., которая является лицом из категории детей-сирот, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано. Просит обязать Администрацию г.Черногорска предоставить Соколовой Е.П. жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске, площадью не менее 16 кв.м., соответствующего санитарным нормам и правилам.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Соколова Е.П. обладает правовым статусом –сироты, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилой площади из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за №. В ДД.ММ.ГГГГ Соколова Е.П. получила диплом о присвоении квалификации медицинской сестры, постоянно проживает в г.Черногорске с ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного жилого помещения не имеет. Учитывая, что право Соколовой Е.П. как сироты, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано, просит обязать Администрацию города Черногорска предоставить Соколовой Екатерине Петровне жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г.Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Соколова Е.П. считает требования прокурора г.Черногорска законными и обоснованными. Полагает, что Администрация города Черногорска обязана предоставить ей жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представитель Администрации г.Черногорска в суд не явился.

Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

Из материалов дела видно, что родителями Соколовой Е.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения являются ФИО11 умерший ДД.ММ.ГГГГ и ФИО12 умершая ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации г.Черногорска № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Соколовой Е.П., ДД.ММ.ГГГГг.рождения установлена опека, опекуном назначена тетя- ФИО13

Выше приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что Соколова Е.П. обладает правовым статусом -как сирота.

Установлено, что наследственные дела после умерших ФИО11 и ФИО12 не заводились. Исходя из справки Администрации на территории Боградского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 до ДД.ММ.ГГГГ проживала с детьми в <адрес> в доме принадлежащем матери ФИО17., согласно записей в похозяйственной книге ФИО12 личного хозяйства и имущества не имела.

На основании постановления Администрации г.Черногорска № от ДД.ММ.ГГГГ Соколова Е.П. включена в списки на внеочередное жилье с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из диплома ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Соколовой Е.П. присвоена квалификация медицинская сестра по специальности сестринское дело.

Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм.

Как следует из материалов дела, Соколова Е.П. закрепленного за ней жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске, и в Боградском районе за ней не зарегистрированы.

Указанное соотносится с показаниями свидетелей ФИО19 и ФИО13 которые суду пояснили, что Соколова Е.П. право пользования иным жилым помещением не приобрела, жилья в собственности не имеет.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Соколовой Е.П. жилье по договору социального найма не представлено.

В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Соколова Е.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №, жилье Соколовой Е.П. не представлено, ввиду отсутствия в Администрации г.Черногорска свободных для распределения жилых помещений, отвечающих санитарным нормам и требованиям.

Таким образом, Соколова Е.П. свое право на обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма вне очереди, до настоящего времени не реализовала.

В соответствии с решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Соколовой Е.П. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 16кв.м.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию города Черногорска предоставить Соколовой Е.П. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Соколовой Екатерине Петровне жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: В.Н.Воскобойникова

Справка: мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: