№ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Долгополовой Т.В. при секретаре Хохряковой Н.Е. с участием помощника прокурора г.Черногорска Тулиной О.Е., истиц Бисяриной А.О., Бисяриной Д.О., представителя ответчика Немцовой Ю.М., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Черногорска в интересах Бисяриной Анны Олеговны и Бисяриной Дарьи Олеговны к Администрации города Черногорска о признании неправомерными действий, об обязании исключить из договора социального найма, восстановить в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, и предоставить Бисяриной Анне Олеговне и Бисяриной Дарье Олеговне жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Черногорска обратился в Черногорский городской суд с исковым заявлением в интересах Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. к Администрации г.Черногорска о признании её действий в части включения Бисяриной Д.О. в договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи нанимателя незаконными; о признании действий в части включения Бисяриной А.О. в договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи незаконными; об обязании исключить из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Бисярину Д.О.; обязании исключить из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Бисярину А.О.; обязать предоставить Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске, площадью не менее 16 кв.м. соответствующее санитарным техническим нормам каждой. Свои требования Прокурор г.Черногорска мотивировал тем, что Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. являются лицами из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать ФИО2 и отец ФИО3 лишены родительских прав на основании решения Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации г.Черногорска № Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. были включены в списки лиц, имеющих внеочередное право на предоставление жилых помещений, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и Бисярина Д.О. сняты с учёта лиц, имеющих внеочередное право на предоставление жилья, в связи с тем, что мать Бисяриной А.О. и Бисяриной Д.О. – ФИО2 является нанимателем жилого помещения, расположенного в <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, а их отец ФИО3 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №. Сестра Бисярины указаны в договорах социального найма, заключённых с их родителями, как члены семьи нанимателей, что противоречит требованиям ст. 69 ЖК РФ и ст. 71 ЖК РФ и лишает Бисярину О.А. и Бисярину Д.О. право на внеочередное получение жилого помещения. Ссылаясь также на ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 аналогичного Закона Республики Хакасия от 19.10.2009г. №104-ЗРХ, ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просит считает, что истицы имеют право на внеочередное получения жилья. В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что сестра Бисярины зарегистрированы в комнатах родителей, но там фактически не проживали. Истицы Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. на судебном заседании поддержали требования прокурора. Представитель ответчика Немцова Ю.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать и суду пояснила, что в силу ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации даже при лишении родителей родительских прав у детей сохраняется право пользования жилыми помещениями родителей. Ранее комнаты в общежитии были временным жильем. После введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации они являются жилыми помещениями, которые предоставляются по договору социального найма. В переходный период никто не отследил, что данное жилое помещение перестало быть временным. После заключения договора социального найма с родителями истиц, куда были включены истицы, поскольку они там прописаны, сестра Бисярины были сняты с учета. В связи с этим действия Администрации города являются законными. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Федеральным Законом от 21.11.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 указанного закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Право на внеочередное получение жилого помещение указанной категории граждан в дальнейшем было закреплено и в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005г. №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Статьей 1 вышеназванного Федерального Закона №159-ФЗ определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей. Это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.4) над несовершеннолетними Бисяриной А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бисяриной Д.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека. Опекуном несовершеннолетних назначена бабушка ФИО1. Решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочерей Анны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Дарьи ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.4 оборотная сторона). Бисярина А.О. закончила ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» в ДД.ММ.ГГГГ и ей присвоена квалификация «постановщик театрализованных представлений, преподаватель», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании серии №(л.д.11). Бисярина Д.О. в ДД.ММ.ГГГГ закончила ГОУ НПО «Профкессиональное училище № 12» и ей присвоена квалификация «слесарь по ремонту автомобилей (3 разряд), слесарь по топливной аппаратуре (3 разряд), водитель автомобиля (категории «В», «С»)», что подтверждается дипломом серии № (л.д.9,10). Выше приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сестра Бисярины обладают правовым статусом сироты и имеют право на внеочередное получения жилого помещения. Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14) Бисярина Д.О. и Бисярина А.О. были включены в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Однако, как установлено в судебном заседании и следует из сообщения Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13) Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. сняты с учёта в качестве нуждающихся в получении жилых помещений решением жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, так как они наравне со своими родителя ФИО2 и ФИО3 являются нанимателями жилых помещений, предоставленных им по договорам социального найма. Одним из оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях подпунктом 2 части 1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Действительно, как следует из п.3 договоров социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.15,16), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.17,18), Бисярина А.О. вселена как член семьи в комнату <адрес>, а Бисярина Д.О. в комнату № этого же дома. Вместе с тем, из отметок в паспортах истиц видно, что Бисярина Д.О. (л.д.5-8) зарегистрирована в вышеуказанной комнате с ДД.ММ.ГГГГ, Бисярина А.О. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть право на пользование этими комнатами у Бисяриных было ещё до включения их списки на внеочередное предоставление жилых помещений (Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14)) и это право никак не изменилось в связи с заключением вышеназванных договоров найма. Довод представителя ответчика в части того, что с введением нового Жилищного кодекса Российской Федерации изменился статус данного жилого помещения, с нанимателями которого стало возможно заключать договоры социального найма, суд считает несостоятельным, поскольку Жилищного кодекса Российской Федерации был введен в действие с 01.03.2005г., а в списки на внеочередное предоставление жилых помещений истицы, как указано выше, включены в октябре 2005г.. Таким образом, абсолютно при тех же обстоятельствах в течение 5 лет за истицами, как за сиротами, признавалось право на внеочередное получение жилого помещения. Доказательств наличия иных оснований для снятия с учета, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду не представлено. Решение о включении Бисяриных в список на внеочередное предоставление жилья никем не оспорено. При таких обстоятельствах суд находит, что Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. неправомерно исключены Администрацией города Черногорска из списков на внеочередное предоставление жилых помещений. В силу ст.5 Федерального Закона от 21.12.1996г. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст.3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005г. №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу ст.2 этого же Закона РХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек. В судебном заседании установлено, что за Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. не закреплены жилые помещения. Бисярина Д.О. и Бисярина А.О. своё право на обеспечение жилым помещением вне очереди, признанное за ними в ДД.ММ.ГГГГ и никем не оспоренное, до настоящего времени не реализовали. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной А.О. и Бисяриной Д.О. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора города Черногорска о признании незаконными действий Администрации города Черногорска о включении в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Бисяриной Дарьи Олеговны, в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Бисяриной Анны Олеговны и об обязании исключить Бисярину Дарью Олеговну и Бисярину Анну Олеговну из названных договоров в силу нижеследующего. В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Как указано выше, право пользование у истиц жилой площадью их родителей возникло не в момент заключения договоров социального найма, а в ДД.ММ.ГГГГ у Бисяриной Д.О. и в ДД.ММ.ГГГГ у Бисяриной А.О.. При таких обстоятельствах вышеназванные требования прокурора незаконны и нарушают права истиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.71 СК РФ, ст.56, 57 ЖК РФ, Федеральным Законом от 21.11.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора города Черногорска удовлетворить частично. Обязать Администрацию города Черногорска восстановить Бисярину Анну Олеговну и Бисярину Дарью Олеговну в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной Анне Олеговне жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной Дарье Олеговне жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. В удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий Администрации города Черногорска о включении в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Бисяриной Дарьи Олеговны, в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Бисяриной Анны Олеговны и об обязании исключить Бисярину Дарью Олеговну и Бисярину Анну Олеговну из названных договоров Прокурору города Черногорска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Т.В.Долгополова Справка: Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий Т.В.Долгополова