2-1255/2011 (о предоставлении жилья)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Долгополовой Т.В.

при секретаре Хохряковой Н.Е.

с участием помощника прокурора г.Черногорска Тулиной О.Е., истиц Бисяриной А.О., Бисяриной Д.О., представителя ответчика Немцовой Ю.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Черногорска в интересах Бисяриной Анны Олеговны и Бисяриной Дарьи Олеговны к Администрации города Черногорска о признании неправомерными действий, об обязании исключить из договора социального найма, восстановить в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, и предоставить Бисяриной Анне Олеговне и Бисяриной Дарье Олеговне жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Черногорска обратился в Черногорский городской суд с исковым заявлением в интересах Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. к Администрации г.Черногорска о признании её действий в части включения Бисяриной Д.О. в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи нанимателя незаконными; о признании действий в части включения Бисяриной А.О. в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи незаконными; об обязании исключить из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисярину Д.О.; обязании исключить из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисярину А.О.; обязать предоставить Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске, площадью не менее 16 кв.м. соответствующее санитарным техническим нормам каждой. Свои требования Прокурор г.Черногорска мотивировал тем, что Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. являются лицами из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать ФИО2 и отец ФИО3 лишены родительских прав на основании решения Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации г.Черногорска Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. были включены в списки лиц, имеющих внеочередное право на предоставление жилых помещений, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и Бисярина Д.О. сняты с учёта лиц, имеющих внеочередное право на предоставление жилья, в связи с тем, что мать Бисяриной А.О. и Бисяриной Д.О. – ФИО2 является нанимателем жилого помещения, расположенного в <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , а их отец ФИО3 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ . Сестра Бисярины указаны в договорах социального найма, заключённых с их родителями, как члены семьи нанимателей, что противоречит требованиям ст. 69 ЖК РФ и ст. 71 ЖК РФ и лишает Бисярину О.А. и Бисярину Д.О. право на внеочередное получение жилого помещения. Ссылаясь также на ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 аналогичного Закона Республики Хакасия от 19.10.2009г. №104-ЗРХ, ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор просит считает, что истицы имеют право на внеочередное получения жилья.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что сестра Бисярины зарегистрированы в комнатах родителей, но там фактически не проживали.

Истицы Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. на судебном заседании поддержали требования прокурора.

Представитель ответчика Немцова Ю.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать и суду пояснила, что в силу ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации даже при лишении родителей родительских прав у детей сохраняется право пользования жилыми помещениями родителей. Ранее комнаты в общежитии были временным жильем. После введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации они являются жилыми помещениями, которые предоставляются по договору социального найма. В переходный период никто не отследил, что данное жилое помещение перестало быть временным. После заключения договора социального найма с родителями истиц, куда были включены истицы, поскольку они там прописаны, сестра Бисярины были сняты с учета. В связи с этим действия Администрации города являются законными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным Законом от 21.11.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 указанного закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на внеочередное получение жилого помещение указанной категории граждан в дальнейшем было закреплено и в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005г. №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 вышеназванного Федерального Закона №159-ФЗ определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей. Это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) над несовершеннолетними Бисяриной А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бисяриной Д.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека. Опекуном несовершеннолетних назначена бабушка ФИО1.

Решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочерей Анны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Дарьи ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.4 оборотная сторона).

Бисярина А.О. закончила ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» в ДД.ММ.ГГГГ и ей присвоена квалификация «постановщик театрализованных представлений, преподаватель», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании серии (л.д.11).

Бисярина Д.О. в ДД.ММ.ГГГГ закончила ГОУ НПО «Профкессиональное училище № 12» и ей присвоена квалификация «слесарь по ремонту автомобилей (3 разряд), слесарь по топливной аппаратуре (3 разряд), водитель автомобиля (категории «В», «С»)», что подтверждается дипломом серии (л.д.9,10).

Выше приведенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сестра Бисярины обладают правовым статусом сироты и имеют право на внеочередное получения жилого помещения.

Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) Бисярина Д.О. и Бисярина А.О. были включены в списки на внеочередное предоставление жилых помещений.

Однако, как установлено в судебном заседании и следует из сообщения Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. сняты с учёта в качестве нуждающихся в получении жилых помещений решением жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ, так как они наравне со своими родителя ФИО2 и ФИО3 являются нанимателями жилых помещений, предоставленных им по договорам социального найма.

Одним из оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях подпунктом 2 части 1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Действительно, как следует из п.3 договоров социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,16), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17,18), Бисярина А.О. вселена как член семьи в комнату <адрес>, а Бисярина Д.О. в комнату этого же дома.

Вместе с тем, из отметок в паспортах истиц видно, что Бисярина Д.О. (л.д.5-8) зарегистрирована в вышеуказанной комнате с ДД.ММ.ГГГГ, Бисярина А.О. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть право на пользование этими комнатами у Бисяриных было ещё до включения их списки на внеочередное предоставление жилых помещений (Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14)) и это право никак не изменилось в связи с заключением вышеназванных договоров найма.

Довод представителя ответчика в части того, что с введением нового Жилищного кодекса Российской Федерации изменился статус данного жилого помещения, с нанимателями которого стало возможно заключать договоры социального найма, суд считает несостоятельным, поскольку Жилищного кодекса Российской Федерации был введен в действие с 01.03.2005г., а в списки на внеочередное предоставление жилых помещений истицы, как указано выше, включены в октябре 2005г.. Таким образом, абсолютно при тех же обстоятельствах в течение 5 лет за истицами, как за сиротами, признавалось право на внеочередное получение жилого помещения. Доказательств наличия иных оснований для снятия с учета, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду не представлено. Решение о включении Бисяриных в список на внеочередное предоставление жилья никем не оспорено.

При таких обстоятельствах суд находит, что Бисярина А.О. и Бисярина Д.О. неправомерно исключены Администрацией города Черногорска из списков на внеочередное предоставление жилых помещений.

В силу ст.5 Федерального Закона от 21.12.1996г. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005г. №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу ст.2 этого же Закона РХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

В судебном заседании установлено, что за Бисяриной Д.О. и Бисяриной А.О. не закреплены жилые помещения.

Бисярина Д.О. и Бисярина А.О. своё право на обеспечение жилым помещением вне очереди, признанное за ними в ДД.ММ.ГГГГ и никем не оспоренное, до настоящего времени не реализовали.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной А.О. и Бисяриной Д.О. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора города Черногорска о признании незаконными действий Администрации города Черногорска о включении в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисяриной Дарьи Олеговны, в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисяриной Анны Олеговны и об обязании исключить Бисярину Дарью Олеговну и Бисярину Анну Олеговну из названных договоров в силу нижеследующего.

В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Как указано выше, право пользование у истиц жилой площадью их родителей возникло не в момент заключения договоров социального найма, а в ДД.ММ.ГГГГ у Бисяриной Д.О. и в ДД.ММ.ГГГГ у Бисяриной А.О..

При таких обстоятельствах вышеназванные требования прокурора незаконны и нарушают права истиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.71 СК РФ, ст.56, 57 ЖК РФ, Федеральным Законом от 21.11.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Черногорска удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Черногорска восстановить Бисярину Анну Олеговну и Бисярину Дарью Олеговну в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной Анне Олеговне жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Бисяриной Дарье Олеговне жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий Администрации города Черногорска о включении в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисяриной Дарьи Олеговны, в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Бисяриной Анны Олеговны и об обязании исключить Бисярину Дарью Олеговну и Бисярину Анну Олеговну из названных договоров Прокурору города Черногорска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.В.Долгополова

Справка: Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Т.В.Долгополова