№ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего Долгополовой Т.В. при секретаре Хохряковой Н.Е., с участием старшего помощника прокурора Цицилиной О.А., представителей ответчика Сорокаева В.П., Котнякова Н.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Трейзе Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Черногорска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному предприятию «Благоустройство» о признании незаконными действий по повышению тарифа, об отмене приказов, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Черногорска обратился в Черногорский городской суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к муниципальному предприятию «Благоустройство» (далее МП «Благоустройство») о признании незаконным повышение тарифа за предоставляемые услуги по уборке придомовой территории с 01.01.2009г. по настоящее время, об отмене приказа муниципального предприятия «Благоустройство» от 30.12.2008г. №127 «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорска на 2009 год» и приказа от 16.08.2010г. №54 «а» «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемых населению, проживающему на территории МО г.Черногорска с 01.09.2010г.», об обязании ответчика произвести перерасчет платы жителям муниципального образования г.Черногорск за оказываемые услуги по благоустройству и обеспечению санитарного состояния придомовой территории за период с 01.01.2009г. по ранее утвержденному тарифу в размере 1 рубль. Срок для устранения указанных недостатков установить до 01.01.2011г.. Ссылаясь на ст.156 ЖК РФ, ст.17 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, прокурор считает, что вопрос об изменении платы относится к компетенции общего собрания жильцов дома, в связи с чем ответчик не имел право в одностороннем порядке изменять плату, и соответственно названные приказы является незаконным. Прокурор на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить состав лиц, в защиту прав и свобод которых обращается прокурор, не представляется возможным. Определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.279 том 1) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация города Черногорска. В судебном заседании старший помощник прокурора Цицилина О.А., изложив доводы искового заявления, уточнила требования и просила признать незаконным повышение муниципальным предприятием «Благоустройство» размера платы граждан за предоставляемые услуги по уборке придомовой территории с 01.01.2009г. по настоящее время, признать недействующими пункт 1.1 приложения №1 к приказу муниципального предприятия «Благоустройство» от 30.12.2008г. №127 «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорска на 2009 год» и приказ от 16.08.2010г. №54 «а» «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорск с 01.09.2010г.» с момента вступления решения в законную силу. Представители ответчика – директор Сорокаев В.П., Котняков Н.Н., действующий на основании доверенности (л.д.107 том 2), возражали против удовлетворения исковых требований. Представитель Котняков Н.Н. пояснил, что фактически исковое заявление предъявлено не в интересах неопределённого круга лиц, а в защиту собственников многоквартирных жилых домов, находящихся на территории муниципального образования город Черногорск, которыми выбран непосредственный способ управления. Собственники жилых помещений некоторых многоквартирных домов, избравшие такой способ управления, не установили на собрании перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома в части санитарного содержания, уборке, озеленения придомовой территории, равно как и не определили стоимость указанных услуг, но их бездействие, по мнению представителя, порождает их обязанность в части несения расходов по содержанию придомовой территории. Единая счет-квитанция собственника многоквартирного жилого дома включает строку- уборка придомовой территории. Оплата услуг по ней представитель рассматривает как акцепт, то есть согласие собственника жилого помещения на условия договора на благоустройство и санитарное содержание придомовой территории. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Черногорска, действующий на основании доверенности (л.д.108 том 2), Трейзе Т.А. пояснила в судебном заседании, что Администрацией не установлен тариф на данный вид услуг, поскольку жители не обращались с таким вопросом, а согласно п.36 Правил содержания общего имущества тариф органами местной власти устанавливается, исходя из перечня услуг и работ, утвержденного решением общего собрания собственников помещения. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из Устава муниципального предприятия «Благоустройство», одним из видов деятельности предприятия является благоустройство, уборка и озеленение города Черногорска. Приказом директора МП «Благоустройство» от 30.12.2008г. №127 «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорска на 2009 год», а именно в п.1.1 приложения №1 (л.д.6 том 1) к приказу была установлена плата за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовой территории жилищного фонда многоквартирных домов и общежитий за 1 кв.м в месяц в размере 1 руб.30 коп.. Сообщение об изменении тарифа было опубликовано в газете «Черногорск» от 24.12.2008г.(л.д.7 том 1). С 01.09.2010г. приказом директора МП «Благоустройство» от 16.08.2010г. №54 «а» «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорск с 01.09.2010г.» данный тариф был увеличен до 1 руб.50 коп.. (л.д.9 том 1), информация об этом была опубликована в газете «Черногорск» от 19.08.2010г. (л.д.106 том 2). В судебном заседании установлено, что до вышеперечисленных повышений население города Черногорска оплачивала данные виды услуг по тарифу, установленному постановлением Администрации города Черногорска от 30.11.2007г. №3310 «Об установлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги населения МО г.Черногорск на 2008 год», в размере 1 руб.. Однако постановлением Администрации города Черногорска от 27.11.2008г. №3470 вышеназванное постановление было отменено (л.д.3 том 2). Согласно ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. В силу п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491 (далее Правила), в состав общего имущества включаются также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт «г» п.11 названных Правил). В части 7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно ч.3 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. В соответствие с п.36 вышеназванных Правил в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Таким образом, законодательством определен порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, где право предприятиям, оказывающим услуги по обслуживанию жилищного фонда, самостоятельно устанавливать либо изменять плату за эти услуги не предоставлено. Однако, суд считает несостоятельной ссылку прокурора на п.4 ч.1 ст.17 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Поскольку, как указано выше, несмотря на то, что ответчик является муниципальным предприятием, оспариваемые тарифы могут устанавливаться только в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что жители города Черногорска в Администрацию города с просьбой об установлении тарифа на данные виды услуг не обращались. Вместе с тем, согласно п.12 названных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. А в силу ч.9, 10 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договоров. Как установлено в судебном заседании, у МП «Благоустройство» заключены с жителями домов договоры на оказание услуг по уборке придомовой территории (л.д.216-276 том 1, л.д.13-105 том 2), в п.2.1 которых установлен размер стоимости услуг, а пунктом 3.3 дано право МП «Благоустройство» изменять стоимость этих услуг не чаще одного раза в год. Данные договоры ни кем не оспорены, не признаны недействительными. При таких обстоятельствах отмена установленных оспариваемыми приказами тарифов приведёт к правовой неопределенности относительно тарифа в отношении граждан, которые заключили с ответчиком вышеназванные договоры. В соответствие со ст.3 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных либо оспариваемых прав и свобод. На основании вышеизложенного суд считает возможным отказать прокурору города Черногорска в удовлетворении требований в части отмены действия оспариваемых приказов в отношении жителей города Черногорска, заключивших с МП «Благоустройство» договоры на оказание услуг по уборке придомовой территории. Довод представителя ответчика в части определенности круга лиц по заявленному иску суд считает несостоятельным, поскольку лица, права которых могут быть ущемлены в связи с действиями ответчика, осуществляемыми, как указал прокурор, в нарушение требований законодательства, в силу различных причин не являются постоянными, их субъектный состав изменяем, а, следовательно, конкретные лица определены быть не могут. Кроме того, как видно из заявленных требований, прокурор сослался на нарушение ответчиком законодательства в области регулирования тарифов по уборке придомовой территории, а, следовательно, заявление прокурора направлено и на защиту прав лиц, у которых в будущем возникнет обязанность по внесению платежей за коммунальные услуги, а круг таких лиц заранее определен быть не может. В соответствие со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.421 ГК РФ, ст.ст.154,156,158 ЖК РФ, ст.ст.3, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Прокурора города Черногорска удовлетворить частично. Признать незаконными действия муниципального предприятия «Благоустройство» по повышению с 01.01.2009г. платы за предоставляемые услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовой территории и отменить действие пункта 1.1 приложения №1 к приказу муниципального предприятия «Благоустройство» от 30.12.2008г. №127 «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорска на 2009 год» и приказа от 16.08.2010г. №54 «а» «Об установлении платы за услуги по благоустройству и санитарному содержанию придомовых территорий жилищного фонда, предоставляемые населению, проживающему на территории МО г.Черногорск с 01.09.2010г.» в отношении жителей города Черногорска, за исключением жителей, заключивших договоры на оказание услуг по уборке придомовой территории с муниципальным предприятием «Благоустройство». Взыскать с муниципального предприятия «Благоустройство» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Т.В.Долгополова Справка: Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий Т.В.Долгополова