2-1471/2011(о предоставлении жилья)



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Дмитриенко Д.М.,

с участием помощника прокурора Тулиной О.Е.,

при секретаре Ноговициной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска в интересах Васильева Юрия Евгеньевича к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Черногорска обратился в Черногорский городской суд в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей - Васильева Ю.И. с иском к Администрации г.Черногорска об обязании предоставить Васильеву Ю.Е. жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске Республики Хакасия площадью не менее 16 (шестнадцати) кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. В обоснование искового заявления прокурор г.Черногорска указал, что Васильев Ю.Е. обратился в прокуратуру г.Черногорска с заявлением об обращении в суд в его интересах с иском о предоставлении жилья. Васильев Ю.Е. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО1 по решению Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Васильев Ю.Е. состоит в администрации <адрес> на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ за на основании постановления главы администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ , однако жилое помещение Васильеву Ю.Е. до настоящего времени ответчиком не предоставлено. В качестве правого обоснования иска прокурор г.Черногорска сослался на п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 г. № 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет", п. 1 решения Черногорского городского Совета депутатов № 96 от 11.2.2008 г.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснив, что у родителей Васильева Ю.Е. прав на жилые помещения не имеется.

Васильев Ю.Е. исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил, что в настоящее время проживает с бабушкой и дедом в принадлежащем им жилом помещении, своего жилья не имеет.

Представители Администрации г.Черногорска, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились.

Учитывая мнение участвующих в деле лиц, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации г.Черногорска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Васильев Ю.Е. обратился в Администрацию г.Черногорска с заявлением об обращении в суд в его интересах с иском о предоставлении жилья.

Согласно справке Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Васильев Ю.Е. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в Администрации г.Черногорска в очереди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользующихся внеочередным правом получения жилой площади, очередь от ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о рождении следует, что родителями Васильева Ю.Е. являются ФИО1 и ФИО2.

Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 лишен родительских прав в отношении Васильева Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ году Васильев Ю.Е. окончил МОУ «Средняя общеобразовательная школа » г.Черногорска, о чем свидетельствует аттестат об основном общем профессиональном образовании серии .

Из военного билета серии следует, что ДД.ММ.ГГГГ Васильев Ю.Е. уволен в запас по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ.

Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах Васильева Ю.Е., ФИО1, ФИО2 на недвижимое имущество в ЕГРП отсутствуют.

ФИО1, имевший в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарил указанную квартиру ФИО7 Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по РХ, право собственности зарегистрировано за ФИО7

Согласно п.п. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; на основании решения заключен договор социального найма; договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальной нормы.

Как следует из материалов дела, Васильев Ю.Е. закрепленного за ним жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске и на территории иных субъектов РФ за ним не зарегистрированы.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение по договору социального найма Васильеву Ю.Е. не предоставлено.

Таким образом, Васильев Ю.Е. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовал.

В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008 г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу ст. 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Васильева Ю.Е. возникло право на обеспечение вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 16 кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Черногорска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Васильеву Юрию Евгеньевичу жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске Республики Хакасия площадью не менее 16 (шестнадцати) кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: