2-1616/2011 (о предоставлении жилья)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Фирсова А.И.,

с участием помощника прокурора г. Черногорска Тулиной О.Е.,

при секретаре Поляковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Черногорска в интересах Коренской Екатерины Андреевны к Администрации г. Черногорска о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Черногорска обратился в суд с иском к Администрации г. Черногорска об обязании предоставить Коренской Е.А, жилое помещение по договору социального найма в г. Черногорске площадью не менее 16 кв. м, соответствующее санитарным и техническим нормам.

В судебном заседании помощник прокурора г. Черногорска Тулина О.Е. требования поддержала и суду пояснила, что Коренская Е.А. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать лишена родительских прав, отец признан безвестно отсутствующим. Согласно постановлению Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на очередь лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилья. До настоящего времени жилое помещение Коренской Е.А.не предоставлено.

Пунктом 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159–ФЗ закреплен порядок предоставления жилого помещения детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ и не имеющим закрепленного жилого помещения. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано имеют право на предоставление жилого помещения. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма составляет 16 кв. м.

Просит обязать Администрацию г. Черногорска предоставить Коренской Е.А. жилое помещение по договору социального найма в г. Черногорске площадью не менее 16 кв. м, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Коренская в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что она жилого помещения от администрации г. Черногорска не получала. Другого жилья не имеет. Проживает с супругом и двумя несовершеннолетними детьми в арендованном помещении без регистрации по адрес: <адрес>. Состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации г. Черногорска. В связи с чем включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Поддерживает требования прокурора, просит обязать Администрацию г. Черногорска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в г. Черногорске площадью не менее 16 кв. м, соответствующее санитарным и техническим нормам.

Представитель ответчика Зорин Андрей Николаевич, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать и суду пояснил, что принципиальных возражений против предоставления Коренской жилого помещения у администрации г. Черногорска нет. Однако, решение, вынесенное в ее пользу, может нарушить список очередников, нуждающихся в предоставлении жилья. Тем самым будут нарушены их гражданские права.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с данным законом для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Частью 1 ст. 8 вышеназванного Закона также предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Республики Хакасия от 15.08.2005 № 55-ЗРХ (ред. от 10.12.2010) "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом законодательством Республики Хакасия.

Жилые помещения в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Согласно ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 № 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано;

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если:

а) родители ребенка неизвестны;

б) родители не имели жилья;

в) закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.);

г) дети не проживали в жилье родителей (оставлены в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения (ст. 2).

В соответствии со ст. 4 указанного закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно.

Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта.

Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Согласно свидетельству о рождении, записи акта о рождении, свидетельству о регистрации брака, паспорту Коренская (Лоцман) Екатерина Андреевна родилась ДД.ММ.ГГГГ и её родителями являются ФИО3 и ФИО5.

Решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав, в том числе в отношении Коренской (Лоцман) Екатерины Андреевны.

Постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Лоцман Е.А. включена в список на внеочередное предоставление жилых помещений.

Из сообщения Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лоцман (Коренская) Е.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в очереди лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ . Номер её очереди 163. Жилое помещение Лоцман (Коренской) не предоставлено.

Из уведомлений Черногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимости у ФИО5, Коренской (Лоцман) Е.А., ФИО3, а так же на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>..

Согласно ответу на запрос Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Коренской (Лоцман) Е.А., ФИО3, ФИО5 отсутствуют.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу о том, что Коренская обладает правовым статусом лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в Администрации г. Черногорска в списках внеочередников на получение жилья.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Совета депутатов г. Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв. м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв. м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

Исходя из изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что право Коренская Е.А. на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г. Черногорске, не ниже установленной в г. Черногорске социальной нормы жилой площади, не реализовано, что влечет нарушение её права на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. При этом суд не принимает во внимание доводы представителя о том, что решение суда изменит очередность предоставления жилья. Поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения. И относится к порядку исполнения решения, не затрагиваю его сути.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора г. Черногорска и обязать Администрацию г. Черногорска предоставить Коренской Е.А. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Коренской Екатерине Андреевне жилое помещение, расположенное в городе Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его полного изготовления в Верховный суд Республики Хакасия с подачей жалобы через Черногорский городской суд.

Председательствующий А.И. Фирсов

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.И. Фирсов