2-1688/2011 (о защите прав потребителей)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Черногорский городской суд Республики Хакасия

В составе председательствующего Ключиковой Ю.С.

при секретаре Семеновой Ю.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Роспотребнадзора по РХ в интересах неопределенного круга потребителей города Черногорска к ОАО «Хакасэнергосбыт» о защите прав потребителей, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ обратилось в суд с иском к интересах неопределенного круга потребителей г. Черногорска к ОАО «Хакасэнергосбыт» о признании действий ответчика, по использованию для расчетов потребляемой гражданами электроэнергии приборов учета электрической энергии, установленных не на границе балансовой ответственности сторон и являющихся собственностью сетевой организации ОАО МРСКА «Сибири», и о возложении обязанности производить расчеты за использованную электроэнергию гражданам, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных на границе балансовой принадлежности электросетей общедомовыми (коллективными) приборами учета электроэнергии и индивидуальными приборами учета электроэнергии - исходя из норматива потребления, утвержденных Постановлением Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 21 мая 2007г. № 5. В случае удовлетворения иска просили обязать ответчика опубликовать решение в СМИ РХ.

В судебном заседании представители истца Башняк Л.А. и Старинец О.А., действующие на основании доверенности, настаивали на заявленных исковых требованиях, суду пояснили, что прибор учета, установленный вне границ балансовой принадлежности электрических сетей - не является общедомовым имуществом, принадлежит сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» «Хакасэнерго». Считают, что ответчик не вправе применять п. 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования утвержденных Постановлением правительства РФ № 530, так как это пункт противоречит жилищному законодательству: п. 88 данных правил, п. 7 Правил предоставления Коммунальных услуг утвержденных Постановлением правительства №307 и ст. 157 ЖК.

Представитель ответчика Литвинова Н.Г. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что начисление потребителям за потребленную электроэнергию на основании показаний прибора учета электроэнергии, расположенного вне границ балансовой принадлежности электрических сетей производится на основании п. 21 Правил предоставления Коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства № 307. Такой порядок начисления соответствует п. 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования утвержденных Постановлением правительства РФ № 530. Показания данного прибора учета снимает сетевая организация с участием представителя ответчика и представителя управляющей компании, обслуживающей данный дом. Показания этого прибора учета корректируются с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границ балансовой принадлежности до места установки прибора учета. Порядок определения величины нормативных потерь устанавливается сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири « Хакасэнерго». Данные потери рассчитываются ответчиком и отнимаются от показаний общедомового прибора учета. И оставшийся объем потребленной электроэнергии делится между всеми собственниками жилых помещений в этом доме, исходя из количества лиц, проживающих в жилом помещении. Просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав представителей истца, представителя ответчика, изучив материалы, дела суд приходит к следующему.

Положениями ст. 46 Федерального Закона № 2300-1 от 07 февраля 1992г. «О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановление Правительства РФ от 21 августа 2006г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» п. 88 : собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 7 Постановления правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

На основании изложенного суд считает, что общедомовой прибор учета используемый при осуществлении расчетов за потребленную электроэнергию собственниками многоквартирного дома выбравшими непосредственное управление – должен быть расположен на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Поскольку прибор учета расположенный вне границ балансовой принадлежности сетей, не может применяться при осуществлении расчетов за потребленную электроэнергию по причинам указанным выше, следовательно начисление ответчиком за потребленную электроэнергию гражданам проживающим в многоквартирных домах, в которых установлены общедомовые (коллективные) приборы учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, на основании показаний таких приборов учета электроэнергии – является не законным. И начисление за потребленную электроэнергию должно производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ от 21 мая 2007г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета на территории РХ» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета.

В соответствии с п. 136 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2006г. № 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.

Положения настоящего раздела (№Х11) применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 143 данных Правил предусматривает, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии

Суд считает применение ответчиком п. 143 данного раздела Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики - необоснованным, так как из анализа раздела Х11 правил ( п. 142, 143, 144 ) следует, что данный пункт подлежит применению при расчетах между производителями электрической энергии, сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, и не применяются в отношении граждан потребителей, так как п. 88 этих же правил и п. 7 Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено иное.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ подлежат удовлетворению в полном объеме. И у суда имеются все основания в соответствии со ст. 46 ч. Федерального Закона № 2300-1 от 07 февраля 1992г. «О защите прав потребителей» возложить на ответчика обязанность опубликовать в средствах массовой информации РХ данное решение.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать не законными действия ОАО «Хакасэнергосбыт» по использованию для расчета потребляемой гражданами электрической энергии, приборов учета электроэнергии, установленных не на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организацией и внутридомовых электрических сетей.

Обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» производить начисление за потребленную электрическую энергию, гражданам проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных на границе балансовой принадлежности электрических сетей обшедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии, индивидуальными приборами учета электрической энергии - исходя из нормативов потребления, утвержденных Государственным комитетом по тарифам и энергетике РХ.

Обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» довести до сведения потребителей о данном решении суда путем опубликования в средства массовой информации РХ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течении 10 дней

Председательствующий:

Справка: мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: