Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н. при секретаре Орловой Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по искам Прокурора г.Черногорска в интересах Мельниковой Ольги Алексеевны, Попова Николая Павловича, Горевой Светланы Станиславовны о предоставлении жилья, в интересах Аева Георгия Геннадьевича о признании действий Администрации г. Черногорска в части исключения из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений незаконными, об обязании восстановить в списке лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений, о предоставлении жилья У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Аева Г.Г., Мельниковой О. А., Попова Н.П., Горевой С.С. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, расположенного в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающего санитарным и техническим нормам, указывая на то, что право Аева Г.Г., Мельниковой О. А., Попова Н.П., Горевой С.С., которые относятся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано, кроме того действия Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Г.Г. из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений незаконны, в связи с чем Администрация г. Черногорска обязана восстановить Аева Г.Г. в списке лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений. В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. исковые требования поддержала, в обоснование приведя изложенные в заявлениях доводы. Просит признать действия Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Георгия Геннадьевича из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений незаконными, и обязать Администрацию г. Черногорска восстановить Аева Георгия Геннадьевича в списке лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Аеву Георгию Геннадьевичу,ДД.ММ.ГГГГ рождения, Мельниковой Ольге Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Попову Николаю Павловичу,ДД.ММ.ГГГГ рождения, Горевой Светлане Станиславовне, ДД.ММ.ГГГГ рождения - каждому жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Аев Г.Г., Мельникова О. А., Попов Н.П., Горева С.С. считают требования прокурора г.Черногорска законными и обоснованными. Полагают, что Администрация города Черногорска в силу закона обязана предоставить им жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Представитель Администрации г.Черногорска Зорин А.Н. считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, ввиду отсутствия в Администрации г. Черногорска свободных жилых помещений, отвечающих установленным нормам, и денежных средства на их приобретение в Администрации г.Черногорска. Полагает, что предоставление жилья лицам, в чьих интересах обратился прокурор, нарушит права иных лиц из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имеющих внеочередное право на получение жилья. Действия Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Георгия Геннадьевича из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений считает законными и обоснованными. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме. Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика –Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в суд не явились. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм. В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек. Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд с данными требованиями в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных прав обеспечения права на жилище. По требованиям в интересах Аева Георгия Геннадьевича. Из материалов дела следует, что Аев Г.Г. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку в соответствии с актами от ДД.ММ.ГГГГ Аев Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения принят в Абаканский приемник –распределитель, ввиду того, что был брошен матерью в Боградском районе, отца у ребенка нет. В последующем, в соответствии с решением Пуланкольского сельского Совета народных депутатов Аскизского района Краснояского края от ДД.ММ.ГГГГ, Аев Г.Г. был распределен в детский дом на государственное обеспечение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аев Г.Г. воспитывался и обучался в Республиканском государственном образовательном учреждении для детей –сирот, и детей оставшихся без попечения родителей «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат», находился на полном государственном обеспечении. Показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12 подтверждено, что мать Аева Г.Г. –ФИО23, и отец- ФИО22 воспитанием и содержанием сына Аева Г.Г. не занимались, с ДД.ММ.ГГГГ ребенок остался без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении. По данным свидетеля ФИО12, ФИО23 похоронена как «безродняя» в городе Абакане в ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения ФИО22 неизвестно. Исходя из аттестата о среднем образовании, Аев Г.Г. в ДД.ММ.ГГГГ закончил среднюю общеобразовательную школу –интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Черногорске, Красноярского края. Установлено, что Аев Г.Г. права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске и в Республике Хакасия не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма, либо по иным основаниям в установленном законом порядке не приобрел, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Аеву Г.Г. жилье по договору социального найма не представлено. Таким образом, Администрация г. Черногорска в нарушение статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Республики Хакасия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в отсутствие установленных законом оснований, решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. незаконно исключила Аева Г.Г. из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений. В связи с чем, действия Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Г.Г. из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений являются незаконными, Аев Г.Г. подлежит восстановлению в списке лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений. Исходя из того, что Аев Г.Г. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовал, суд приходит к выводу, что у Аева Г.Г. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека, в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Аеву Г.Г. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. Ссылка представителя Администрации г. Черногорска о пропуске срока обращения в суд с требованиями о признании действий Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Г.Г. из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений незаконными, в силу пункта 2 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации не обоснована, поскольку установлено, что оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Аеву Г.Г. до настоящего времени не выдавалось, и не направлялось в его адрес. По требованиям в интересах Мельниковой Ольги Алексеевны Установлено, что Мельникова О.А. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее мать- ФИО13 решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении дочери – Мельниковой О.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отец- ФИО14 в акте о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ записан на основании заявления матери ребенка. Постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № Мельникова О.А. определена в МОУ «Детский дом «Золотая рыбка». На основании постановления Администрации г.Черногорска ДД.ММ.ГГГГ № Мельникова О.А. включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Исходя из диплома ГОУ «ПУ-10» г.Черногорск, решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Мельниковой О.А. присвоена квалификация «повар и кондитер» 3 разряда. Установлено, что Мельникова О.А. права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске и в Республике Хакасия не имеет, зарегистрирована по месту пребывания в ГУ РХ «Социальная гостиница» до ДД.ММ.ГГГГ, право пользования жилым помещением по договору социального найма не приобрела, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Мельниковой О.А. жилье по договору социального найма не представлено. В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №. Таким образом, Мельникова О.А. свое право на обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовала. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Мельниковой О.А. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека, в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Мельниковой О.А. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. По требованиям в интересах Горевой Светланы Станиславовны. Из материалов дела видно, что Горева С.С. обладает статусом –сирота, ее мать- ФИО15 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО16 в акте о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ записан на основании заявления матери ребенка. Постановлением Администрации г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Горевой С.С. установлено попечительство, ее местом проживания определена жилая площадь по месту жительства попечителя ФИО17 по адресу: <адрес>. На основании постановления Администрации г.Черногорска № от ДД.ММ.ГГГГ. Горева С.С. включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Исходя из диплома ОГОУ НПО «ПУ-27» г.Новосибирска, решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Горевой С.В. присвоена квалификация «портной» 3 разряда. Установлено, что Горева С.С. права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске и в Республике Хакасия не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма не приобрела, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Горевой С.С. жилье по договору социального найма не представлено. В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Горева С.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №. Таким образом, Горева С.С. свое право на обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовала. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Горевой С.С. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека, в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Горевой С.С. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. По требованиям в интересах Попова Николая Павловича. Из материалов дела видно, что первоначально Попов Н.П. обладал статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать-ФИО19 решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении сына–Попова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в акте о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ запись об отце отсутствует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО19(мать) умерла. Решением Черногорского городского совета народных депутатов ХАО Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № Попов Н.,ДД.ММ.ГГГГ рождения определен в детское государственное учреждение для несовершеннолетних. На основании постановления Администрации г.Черногорска № от ДД.ММ.ГГГГ Попов Н.П. включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Исходя из диплома ГОУ «ПУ-6» г.Абакан, решением государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Попову Н.П. присвоена квалификация «облицовщик-плотник» 2 разряда. Установлено, что Попов Н.П. права на объекты недвижимого имущества в г.Черногорске и в Республике Хакасия не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма не приобрел, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Попову Н.П. жилье по договору социального найма не представлено. В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ Попов Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №. Таким образом, Попов Н.П. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовал. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Попова Н.П. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека, в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Попову Н.П. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. Ссылка представителя ответчика о необоснованности требований истца, ввиду нарушения порядка предоставления жилья детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, в связи с ущемлением прав друг пользующихся внеочередным правом на получение жилья несостоятельна, поскольку реализация права лиц, в чьих интересах обратился в суд с исками прокурор г. Черногорска, не зависит от реализации прав на обеспечение жильем других детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации г.Черногорска свободных жилых помещений и денежных средств на приобретение жилья, о нарушении прав иных лиц необоснованны, поскольку реализация права лиц, оставшихся без попечения родителей и сирот на обеспечение их жильем вне очереди, не может находиться в зависимости от обеспечения обязательств субъектов Российской Федерации и других образований на осуществление соответствующих полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Администрации г. Черногорска в части исключения Аева Георгия Геннадьевича из списка лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений незаконными, и обязать Администрацию г. Черногорска восстановить Аева Георгия Геннадьевича в списке лиц, имеющих внеочередное право на получение жилых помещений. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Аеву Георгию Геннадьевичу,ДД.ММ.ГГГГ рождения, Мельниковой Ольге Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Попову Николаю Павловичу,ДД.ММ.ГГГГ рождения, Горевой Светлане Станиславовне, ДД.ММ.ГГГГ рождения - каждому жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: В.Н.Воскобойникова Справка: мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: