<данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Долгополовой Т.В. с участием помощника прокурора Тулиной О.Е., при секретаре Хохряковой Н.Е., с участием истиц Курашовой А.Н., Курашовой С.Н., представителя ответчика Зорина А.Н., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Прокурора города Черногорска в интересах Курашовой Анастасии Николаевны, Курашовой Светланы Николаевны к Администрации города Черногорска о предоставлении жилых помещений, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Черногорска обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Курашовой А.Н., Курашовой С.Н. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, мотивируя свои требования тем, что Курашова А.Н. и Курашова С.Н. являются лицами из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Их право на внеочередное получение жилого помещения, предусмотренное законодательством, до настоящего времени не реализовано. В связи с этим просит обязать Администрацию г.Черногорска предоставить Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. жилые помещения по договору социального найма в г.Черногорске площадью не менее 16 кв.м., соответствующего санитарным нормам и правилам. Определением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48) гражданские дела по указанным выше искам объединены в одно производство. В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е., истицы Курашова А.Н., Курашова А.Н. исковые требования поддержали, основываясь на доводах, изложенных в исковых заявлениях. Представитель Администрации г.Черногорска Зорин А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, не возражая против прав Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. на внеочередное право в получении жилого помещения, пояснил, что Курашова А.Н. не прошла в Администрации г.Черногорска ежегодную перерегистрацию и не предоставила необходимые документы, а Курашова С.Н. после окончания учебного заведения не представила необходимые документы. Кроме того, Администрация города Черногорска делает всё возможное для предоставления жилого помещения лицам данной категории. Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, третьи лица - Министерство финансов РХ, Министерство образования и науки РХ в суд не явились, о причине неявки суду не сообщили. Суд определил в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии неявившихся третьих лиц. Выслушав помощника прокурора, истиц, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма наряду с другими категориями граждан предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным Законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 названного Федерального Закона №159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Курашова Анастасия Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, Курашова Светлана Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о рождении соответственно серии № (л.д.6) и серии № № (л.д.34), а также выписками из записи актов о рождении соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35). В указанных документах в графе отец указан ФИО3, в графе мать – ФИО4. Решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9) родители Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. лишены родительских прав. Постановлением Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10) несовершеннолетние Курашова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Курашова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения определены в госучреждение. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Курашова А.Н. и Курашова С.Н. обладают правовым статусом – детей, оставшихся без попечения родителей. Из ответов Черногорского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13,37), уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РХ от 009.08.2011 года (л.д.14-17,39), ответа ГУО г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12) следует, что у Курашовой А.Н., Курашовой С.Н. и их родителей не имеется жилых помещений в собственности, а также закреплённого за Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. жилого помещения. Доказательств иного суду не представлено. Как видно из дипломов (л.д.11,36), Курашова А.Н. окончила в 2009 году Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №9», а Курашова С.Н. в 2011 году Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Черногорский механико-технологический техникум. На основании постановления Администрации г.Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18) Курашова А.Н. и Курашова С.Н. включены в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Согласно пунктам 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм. Доказательств того, что органы местного самоуправления города Черногорска предоставили Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. жилые помещения, суду не представлено. Таким образом, Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма до настоящего времени не реализовано. В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек. В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. возникло право на обеспечение вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 16 кв.м.. В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005г. №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Ссылка представителя Администрации города Черногорска на проблемы, возникающие при реализации вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не может быть принята судом во внимание, а непредставление Курашовой С.Н. необходимых документов в Администрацию г.Черногорска не лишает её вышеназванного права. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию города Черногорска предоставить Курашовой А.Н. и Курашовой С.Н. жилые помещения, расположенные в г.Черногорске не ниже установленной в г.Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 кв.м., отвечающие санитарным и техническим нормам. На основании изложенного, руководствуясь ст.57 ЖК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора города Черногорска удовлетворить. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Курашовой Анастасии Николаевне жилое помещение, расположенное в городе Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 (шестнадцати) кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Курашовой Светлане Николаевне жилое помещение, расположенное в городе Черногорске не ниже установленной в городе Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16 (шестнадцати) кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Т.В.Долгополова