2-1922/2011 (о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения )



Решение

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ год г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Чачиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Черногорска о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске и обязании установить пешеходные тротуары, дорожные знаки и наружное освещение,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации г. Черногорска исковые требования о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске и обязании установить пешеходные тротуары

В исковом заявлении прокурор указал, что ответчиком ненадлежащим образом исполняется возложенная законом обязанность по содержанию дорог в границах муниципального образования – отсутствуют пешеходные тротуары, наружное освещение и дорожные знаки на участках дорог, указанных в исковом заявлении.

В судебном заседании прокурор Тулина О.Е. исковые требования поддержала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Луферчик Ю.А. исковые требования не признал и, обосновывая возражения, пояснил суду, что в отношении указанных в исковом заявлении участков дорог по ул. 30 лет Победы, Красных партизан, Фрунзе и Дзержинского еще не разработан проект организации дорожного движения, так как еще не наступил срок, установленный решением суда от ДД.ММ.ГГГГ о разработке такого проекта и, следовательно, обязанность по установке тротуаров на этих участках еще не возникла, поскольку отсутствует нормативный акт, регулирующий эти отношения. В отношении участков дорог по ул. Бограда и Октябрьская проект уже разработан, в этой части на требования прокурора нет возражений, но указанные в исковом заявлении недостатки еще не устранены в связи с отсутствием в бюджете города денежных средств.

Представитель третьего лицо на стороне прокурора — ГИБДД ОМВД по г. Черногорску — Новиков Д.А. пояснил суду, что обустройство тротуаров и уличного освешения, о чем требует прокурор, не относиться к техническим средствам, в отношении которых необходима разработка проекта организации дорожного движения, а это относится к элементам обустройства дорог, обустройства которых не требуется включать в проекты организации дорожного движения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» этот закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 этого закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 24 приведенного закона гарантируется право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое обеспечивается путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и видно из представленных прокурором доказательств, отсутствуют:

- по ул. 30 лет Победы в районе пешеходного перехода вблизи МБОУ СОШ № 5 - пешеходный тротуар;

- по ул. Красных партизан в районе пешеходного перехода вблизи ФГОУ СПО «Черногорский горный техникум» - пешеходный тротуар;

- по ул. Бограда в районе пешеходного перехода вблизи МБОУ СОШ № 1 - пешеходный тротуар с нечетной стороны;

- по ул. Фрунзе в районе пешеходного перехода вблизи ООШ № 6 (филиал МБОУ СОШ № 7) - пешеходный тротуар и дорожный знак 5.19.2;

- по ул. Дзержинского в районе МУЗ «Детская городская больница» - пешеходный тротуар;

- по ул. Октябрьская в районе дома № 115 - пешеходный тротуар и дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2;

- по ул. Октябрьская в районе пересечения с ул. Восточная - пешеходный тротуар, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 и наружное освещение;

- по ул. Октябрьская в районе остановки транспорта общего пользования «Поселок угольщиков» - пешеходный тротуар, дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 и наружное освещение (л.д.6-13).

Судом установлено, что указанные дороги местного значения.

Возражения ответчика сводятся к отсутствию проектов организации дорожного движения и отсутствию денежных средств в городском бюджете.

Эти доводы не обосновывают возражений на исковые требования и не исключают обязанности администрации г. Черногорска обеспечить безопасность дорожного движения путем обустройства указанных дорожных участков пешеходными тротуарами, дорожными знаками и наружным освещением.

Так, в статьях 21 и 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 3 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования город Черногорск предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления города Черногорска входит исполнительно-распорядительный орган города Черногорска — Администрация города Черногорска.

Согласно статье 35 этого Устава администрация города организует содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, и осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

В силу названных положений федеральных законов и Устава наличие пешеходных тротуаров, дорожных знаков и наружного освещения для муниципальных автомобильных дорог является обязанностью администрации г. Черногорска и служит целям повышения безопасности дорожного движения, защиты жизни и здоровья участников дорожного движения.

Таким образом, исковые требования прокурора основаны на законе, обоснованы и, следовательно, подлежат удовлетворению.

В силу требований части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке исполнения обязанности, суд учитывает общественную значимость этого вопроса и исходит из того, что исковые требования основаны на обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.

Учитывая эти обстоятельства, и что длительное непринятие указанных необходимых мер может привести к значительному ущербу для жизни и здоровья граждан, исходя из принципа разумности в части срока исполнения обязанности, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика выполнить требуемые действия в срок до 01 апреля 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Черногорска удовлетворить.

Обязать администрацию г. Черногорска в срок до 01 апреля 2012 года участки дорог в г. Черногорске:

- по ул. 30 лет Победы в районе пешеходного перехода вблизи МБОУ СОШ № 5 – обустроить пешеходным тротуаром;

- по ул. Красных партизан в районе пешеходного перехода вблизи ФГОУ СПО «Черногорский горный техникум» - обустроить пешеходным тротуаром;

- по ул. Бограда в районе пешеходного перехода вблизи МБОУ СОШ № 1 - обустроить пешеходным тротуаром с нечетной стороны;

- по ул. Фрунзе в районе пешеходного перехода вблизи ООШ № 6 (филиал МБОУ СОШ № 7) - обустроить пешеходным тротуаром и дорожным знаком 5.19.2;

- по ул. Дзержинского в районе МУЗ «Детская городская больница» - обустроить пешеходным тротуаром;

- по ул. Октябрьская в районе дома № 115 - обустроить пешеходным тротуаром и дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2;

- по ул. Октябрьская в районе пересечения с ул. Восточная - обустроить пешеходным тротуаром, дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 и наружным освещением;

- по ул. Октябрьская в районе остановки транспорта общего пользования «Поселок угольщиков» - обустроить пешеходным тротуаром, дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 и наружным освещением;

и признать незаконным бездействие администрации г. Черногорска в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске в указанной части.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в 10-дневный срок со дня его объявления.

Председательствующий судья А.П. Немежиков