Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-2011/2011 «02» ноября 2011года Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н. при секретаре Орловой Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Черногорска в интересах Махмутова Э.Ф. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Махмутова Э.Ф. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, расположенного в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающего санитарным и техническим нормам, указывая на то, что право Махмутова Э.Ф., как лица оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано. В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. исковые требования поддержала, в обоснование приведя изложенные в заявлении доводы. Просит обязать Администрацию города Черногорска предоставить Махмутову Э.Ф. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Махмутов Э.Ф. считает требования прокурора г.Черногорска законными и обоснованными. Полагает, что Администрация города Черногорска в силу закона обязана предоставить ему жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям. Представитель ответчика Администрации г. Черногорска, представители третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика –Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в суд не явились. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм. В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия. В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек. Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд с данными требованиями в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных прав обеспечения права на жилище. Материалами дела установлено, что Махмутов Э.Ф. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать- М.М.М. решением Черногорского городского суда от 16.12.1999г. в отношении сына – Махмутова Э.Ф., *** рождения лишена родительских прав, сведения об отце М.Ф.М. внесены в актовую запись *** от *** о рождении Махмутова Э.Ф. на основании заявления матери. Постановлением Администрации г. Черногорска от 10.02.1996г. Махмутов Э.Ф. определен в государственное учреждение. Установлено, что в период с 01.09.2009г. по 24.06.2011г. Махмутов Э.Ф. обучался в ГОУ НПО ПУ-№8, согласно приказа №198У от 01.09.2009г. находился на полном государственном обеспечении. На основании постановления Администрации г.Черногорска №656 от 26.05.1999г. Махмутов Э.Ф. включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений. Исходя из справки ГОУ НПО ПУ-№8 от 26.09.2011г. Махмутов Э.Ф. выпущен из указанного заведения 24.06.2011г. на основании приказа №23-К от 24.06.2011г. Установлено, что Махмутов Э.Ф. права на объекты недвижимого имущества не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма, либо по иным основаниям в установленном законом порядке не приобрел, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Махмутову Э.Ф. жилье по договору социального найма не представлено. В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от 05.09.2011г. Махмутов Э.Ф. с 26.05.1999г. состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №41. Таким образом, Махмутов Э.Ф. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди, до настоящего времени не реализовал. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Махмутова Э.Ф. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 16кв.м., в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Махмутову Э.Ф. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Махмутову Э.Ф. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Справка: мотивированное решение составлено 07.11.2011г. Судья: