2-2328/2011 (о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения)



Решение

именем Российской Федерации

18 ноября 2011 год г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующий федеральный судья Немежиков А.П.,

при секретаре Чачиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Черногорска о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске и обязании обустроить участок дороги пешеходными тротуарами и нанести горизонтальную разметку,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц предъявил к администрации г. Черногорска исковые требования о признании незаконным бездействия в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске и обязании обустроить участок дороги на ул. Пушкина в г. Черногорске пешеходными тротуарами и нанести горизонтальную разметку.

В исковом заявлении прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что по ул. Пушкина на участке между улицей Калинина и пр. Космонавтов отсутствуют пешеходные тротуары и на пешеходном переходе в районе пересечения ул. Пушкина и пр. Космонавтов горизонтальная разметка «Зебра».

В судебном заседании прокурор Зайцева О.И. исковые требования поддержала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Луферчик Ю.А. исковые требования не признал и, обосновывая возражения, пояснил суду, что в отношении указанного в исковом заявлении участка дороги еще не разработан проект организации дорожного движения, так как еще не наступил срок, установленный решением суда о разработке такого проекта. С одной стороны дороги на этом участке частично имеется тротуар. Работы по обустройству тротуаров, исходя из цены работы, могут проводиться после проведения конкурса, на что требуется время. Нанесение горизонтальной разметки вызывает сложность в связи с холодным временем года. Также возразил на требование о признании незаконным бездействия, утверждая, что администрация города не бездействует, и в области безопасности дорожного движения только в 2011 году проведены работы на 25 миллионов рублей.

Представитель третьего лицо на стороне прокурора — ГИБДД ОМВД по г. Черногорску — Новиков Д.А. пояснил суду, что обустройство тротуаров не относиться к средствам, в отношении которых необходима разработка проекта организации дорожного движения, а это относится к элементам обустройства дорог, что не требуется включать в проекты организации дорожного движения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» этот закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 этого закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 24 приведенного закона гарантируется право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которое обеспечивается путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и видно из представленных прокурором доказательств, по ул. Пушкина на участке между улицей Калинина и пр. Космонавтов не в полном объеме обустроены пешеходные тротуары и на пешеходных переходах в районе пересечения ул. Пушкина с пр. Космонавтов отсутствует горизонтальная разметка «Зебра».

Судом установлено, что указанные дороги местного значения.

Доводы представителя ответчика не обосновывают возражений на исковые требования и не исключают обязанности администрации г. Черногорска обеспечить безопасность дорожного движения путем обустройства указанного участка дороги пешеходными тротуарами и горизонтальной разметкой «Зебра».

Так, в статьях 21 и 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 3 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования город Черногорск предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления города Черногорска входит исполнительно-распорядительный орган города Черногорска — Администрация города Черногорска.

Согласно статье 35 этого Устава администрация города организует содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, и осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

В силу названных положений федеральных законов и Устава наличие пешеходных тротуаров, дорожной разметки для муниципальных автомобильных дорог является обязанностью администрации г. Черногорска и служит целям повышения безопасности дорожного движения, защиты жизни и здоровья участников дорожного движения.

Таким образом, исковые требования прокурора основаны на законе, обоснованы и, следовательно, подлежат удовлетворению;

при этом бездействие ответчика в области обеспечения безопасности дорожного движения по данному делу судом установлено только в отношении исследованного участка дороги в части отсутствия тротуаров и горизонтальной разметки «Зебра» на указанных пешеходных переходах.

В силу требований части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке исполнения обязанности, суд учитывает общественную значимость этого вопроса, учитывает и реальные сроки для производства работ по обустройству тротуаров, при этом исходит и из времени года, из того, что частично тротуары имеются и пешеходные переходы обозначены дорожными знаками.

Учитывая эти обстоятельства, исходя из принципа разумности в части срока исполнения обязанности, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика выполнить требуемые действия в срок до 01 июня 2012 года в части тротуаров, и до 31 декабря 2011 года в части горизонтальной разметки.

При изготовлении решения суда в окончательной форме обнаружена описка в резолютивной части решения суда в написании срока исполнения обязанности по обустройству тротуаров — до 01 июня 2011 года;

поскольку эта описка обнаружена до изготовления решения суда в окончательной форме, она подлежит исправлению при изготовлении этого решения в окончательной форме — до 01 июня 2012 года.

В судебном заседании 18 ноября 2011 года объявлена резолютивная часть решения;

изготовление решения в окончательно форме отложено до 21 ноября 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию г. Черногорска обустроить пешеходными тротуарами в г. Черногорске участок дороги по ул. Пушкина между улицей Калинина и пр. Космонавтов в срок до 01 июня 2012 года, и на пешеходном переходе в районе пересечения ул. Пушкина с пр. Космонавтов нанести горизонтальную разметку «Зебра» в срок до 31 декабря 2011 года, и признать незаконным бездействие администрации г. Черногорска в области осуществления безопасности дорожного движения в г. Черногорске в указанной части.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья А.П. Немежиков