2-2018/2011 (о понуждении установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-2018/2011

«22» ноября 2011г. Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего : судьи Воскобойниковой В.Н.

при секретаре Орловой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Черногорска к Управлению социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск, Администрации г. Черногорска об обязании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках

УСТАНОВИЛ :

Прокурор г.Черногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) с иском к Управлению социальной поддержки населения Муниципального образования г.Черногорск, Администрации г.Черногорска о понуждении в силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установить пандусы и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках в здание Управления социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск по адресу: ***

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черногорска Поморцева Е.В. исковые требования уточнила, суду пояснила, что исходя из положений ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации обязаны создать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла –коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вместе с тем, несмотря на то, что в городе Черногорске проживают инвалиды, использующие кресла –коляски, число которых постоянно меняется, здание Управления социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск по адресу: *** являющееся объектом социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов до настоящего времени не приспособлено, в настоящее время здание Управления социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск по адресу: *** находится в стадии капитального ремонта. Просит обязать Управление социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск, Администрацию г. Черногорска произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках, в помещение здания Управления социальной поддержки населения г. Черногорска, расположенное по адресу: ***

Представители Управления социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск Ковалева А.В., Администрации г. Черногорска Зорин А.Н. против удовлетворения требований прокурора г. Черногорска об обязании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках в указанное здание не возражали.

Представитель третьего лица –Черногорской городской общественной организации Хакасской республиканской организации «Всеросийское общество инвалидов» в суд не явился.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено понятие социальной защиты инвалидов- как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Из материалов дела видно, что здание здания Управления социальной поддержки населения г. Черногорска, расположенное по адресу: *** значится в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Черногорск.

В соответствии с договором №54 от 01.02.2005г. Комитет по управлению имуществом г. Черногорска передал в безвозмездное пользование здание по адресу: *** Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Черногорск.

Представленными в суд актами от 03.11.2011г., от 21.11.2011г., фотоснимками, данными технического паспорта установлено, что требования закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках, в здание Управления социальной поддержки населения г. Черногорска, расположенное по адресу: *** до настоящего времени не исполнены.

Из материалов дела следует, что в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)» Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Черногорск осуществляется финансирование, в связи с чем разработано техническое задание в части замены деревянных дверных блоков на конструкции из алюминия, по итогам размещения заказа (открытый аукцион в электронной форме) заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений УСПН МО г. Черногорск.

Таким образом, учитывая, что доступ инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках, в помещение здания УСПН МО г. Черногорск затруднен ввиду отсутствия пандусов, либо иных приспособлений, что влечет нарушение прав маломобильных граждан по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объекту социального значения, принимая во внимание определенные в правоустанавливающих документах основные функции Администрации г. Черногорска и УСПН МО г. Черногорск, а также исходя из наличия в деле сведений о выполнении работ по капитальному ремонту здания УСПН МО г. Черногорск в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)», требования прокурора г. Черногорска об обязании Управление социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск, Администрацию г. Черногорска произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках, в помещение здания Управления социальной поддержки населения г. Черногорска, расположенное по адресу: *** обоснованы, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление социальной поддержки населения Муниципального образования г. Черногорск, Администрацию г. Черногорска произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, передвигающихся на креслах –колясках, в помещение здания Управления социальной поддержки населения г. Черногорска, расположенное по адресу: ***

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий Воскобойникова В.Н.

Справка: мотивированное решение составлено 28.11.2011г. Судья: