2-2106/2011 (о предоставлении жилья)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-2106/2011

«28» ноября 2011года Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н.

при секретаре Орловой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Черногорска в интересах Шикиной Ю.В. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Шикиной Ю.В. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, расположенного в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающего санитарным и техническим нормам, указывая на то, что право Шикиной Ю.В., как лица оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Цицилина О.А. исковые требования поддержала, в обоснование приведя изложенные в заявлении доводы. Просит обязать Администрацию города Черногорска предоставить Шикиной Ю.В. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Шикина Ю.В., представитель ответчика Администрации г.Черногорска, представители третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика –Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в суд не явились.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм.

В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд с данными требованиями в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных прав обеспечения права на жилище.

Материалами дела установлено, что Шикина Ю.В. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее мать- Ш.И.А. и отец- Ш.В.Н.. решением Черногорского городского суда от 30.07.1998г. в отношении дочери Шикиной Ю.В., *** рождения лишены родительских прав, Шикина Ю.В. передана на воспитание в госучреждение.

Постановлением Администрации г.Черногорска от 15.07.1997г. №754 Шикина Ю.В. определена в государственное учреждение.

На основании постановления Администрации г.Черногорска №656 от 26.05.1999г. Шикина Ю.В. включена в списки на внеочередное предоставление жилых помещений.

Установлено, что 15.06.2009г. Шикина Ю.В. закончила ГОУ НПО ПУ-№10, и ей присвоена квалификация продавец, контролер-кассир, в период обучения Шикина Ю.В. находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно данным в деле, Шикина Ю.В. права на объекты недвижимого имущества не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма, либо по иным основаниям в установленном законом порядке не приобрела, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Шикиной Ю.В. жилье по договору социального найма не представлено.

В соответствии со справкой Администрации г.Черногорска от 06.10.2011г., Шикина Ю.В. с 26.05.1999г. состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №44.

Таким образом, Шикина Ю.В. свое право на обеспечение ее жилым помещением по договору социального найма вне очереди, до настоящего времени не реализовала.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Шикиной Ю.В. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 16кв.м., в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Шикиной Ю.В. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Шикиной Ю.В. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:

Справка: мотивированное решение составлено 05.12.2011г. Судья: