именем Российской Федерации 01 декабря 2011 год г. Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующий федеральный судья Немежиков А.П., с участием прокурора Зайцевой О.И., при секретаре Чачиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кухаренко Е.Г. к ОМВД России по г. Черногорску о восстановлении на работе, у с т а н о в и л: приказом начальника ОМВД России по г. Черногорску *** л/с от 03.10.2011 года милиционер мобильного взвода в составе отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по г. Черногорску старший сержант милиции Кухаренко Е.Г. уволен с 03 октября 2011 года из органов внутренних дел на основании пункта «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями. Не согласившись с увольнением, Кухаренко Е.Г. предъявил к ОМВД России по г. Черногорску исковые требования о восстановлении на работе. В исковом заявлении указал, что ранее он был уволен со службы, но увольнение решением суда было признано незаконным, и он был восстановлен в прежней должности. После этого он был подвержен угрозам со стороны руководства о невозможности его дальнейшей работы, ему не выдавались спецсредства, работал он без удостоверения. 01 июня 2011 года его уведомили о предстоящем увольнении в связи с сокращением. 01 августа 2011 года он прошел аттестацию на должность полицейского. 03.10.2011 года ему была предложена должность инспектора ДПС ОМВД России по г. Черногорску. С предложенными вакансиями он согласился, но их заняли другие лица. Он имел все основания быть использованным на службе и быть принятым на вакантные должности, так как за время службы зарекомендовал себя с положительной стороны, имеет благодарности и многие правительственные награды, неоднократно участвовал в боевых действиях на Кавказе. При судебном разбирательстве дела Кухаренко Е.Г. исковые требования поддержал, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Представители ответчика Чуприна Е.С. и Марьясова Е.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали и, возражая на требования, пояснили суду об обстоятельствах, изложенных в письменных возражениях. Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшая, что увольнение произведено законно и исковые требования не подлежат удовлетворению, основываясь на положениях статьи 12 ГПК Российской Федерации, пунктов 1, 2, 4 статьи 15, пункта 1 статьи 120, пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Составной частью провозглашённой в статье 37 Конституции Российской Федерации свободы труда является основанное на законе прекращение трудовых отношений. Из этого конституционного положения, во взаимосвязи с нормами ФЗ «О полиции» следует, что законность увольнения предполагает увольнение по основанию, указанному в законе, и с соблюдением установленной законом процедуры. Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение). Согласно части 2 статьи 54 ФЗ «О полиции» до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Как установлено судом, истец проходил службу в органах внутренних дел в должности милиционера мобильного взвода в составе отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по г. Черногорску (л.д.6). Указом Президента Российской Федерации № 1468 от 24.12.2009 года «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 254) постановлено сократить до 1 января 2012 г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов. Министру внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно пункту 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 249 от 1.03.2011 года, территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. В соответствии с подпунктами 6 и 9 пункта 19 этого Типового положения, руководитель территориального органа организует деятельность территориального органа и утверждает в установленном порядке штатные расписания территориального органа, подчиненных органов и организаций. Как видно из приказа МВД по Республике Хакасия от 20.06.2011 года и штатных расписаний до и после проведения организационно-штатных мероприятий, ОВД по г. Черногорску переименован в ОМВД России по г. Черногорску. В подразделении, в котором проходил службу истец, сокращены должности милиционера в количестве 34 единиц, и после проведения этих мероприятий в штатное расписание вместо должности милиционера введена должность полицейского в количестве 26 единиц (л.д.10 и 29-30). В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 40 ФЗ «О полиции» основаниями увольнения сотрудника полиции со службы в полиции являются организационно-штатные мероприятия; аналогичная норма установлена также в пункте «е» статьи 58 Положения. Названные Закон и Положение по своей сути осуществляют единое нормативное правовое регулирование. Поскольку порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел урегулирован специальным Законом и нормативными актами, то нормы Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе и нормы его статьи 179 о преимущественном праве на оставление на работе не могут применяться к данным правоотношениям. В соответствии с частью 3 статьи 60 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами «к, л, м» статьи 58 Положения. Согласно пункту 17.12 Инструкции о порядке применения Положения, утвержденной приказом МВД России от 14.12.1999 года № 1038 (в редакции приказов МВД РФ от 16.11.2001 № 1010, от 08.04.2005 № 250, от 05.05.2006 № 321, от 09.12.2008 № 1074, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 16.11.2000 № ГКПИ 00-1195) о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым под расписку, а в случае отказа в его принятии составляется соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из органов внутренних дел направляется заказным письмом. Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии компенсации, вопросы трудоустройства и другие. 03.06.2011 года истец был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел (л.д.20); с ним была проведена беседа, в ходе которой ему сообщено об основаниях увольнения, разъяснены льготы, гарантии компенсации, вопросы трудоустройства, что отражено в листе беседы от 26.07.2011 года (л.д.41). Согласно части 3 статьи 54 ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 251 (в редакции Указов Президента РФ от 18.04.2011 № 455, от 12.05.2011 № 635) министерству внутренних дел Российской Федерации поручено до 1 августа 2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах. В части 4 статьи 54 ФЗ «О полиции» предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции. При проведении организационно-штатных мероприятий в органе внутренних дел работодатель вправе сам определять, кого из работников высвобождать в связи с такими мероприятиями; иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников. Так, в частях 1 и 3 статьи 17 Положения предусмотрено, что в целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится аттестация. Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел. Кухаренко Е.Г. по результатам внеочередной аттестации не рекомендован для прохождения службы в полиции, и аттестационная комиссии приняла решение предложить Кухаренко Е.Г. продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел (л.д.43, 44-45). Исковые требования формируются исковым заявлением, и суд не подменяет собой лиц, формулирующих эти требования. Истец, заявляя требования о восстановлении на работе, уволенный со службы в связи с тем, что не рекомендован для прохождения службы в полиции, не оспорил выводы этой аттестации, и суд в силу требований нормы части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации не выходит за пределы заявленных исковых требований. Истцу, поскольку он выразил согласие пройти аттестацию и прошел её, но был не рекомендован для прохождения службы в полиции, предлагались различные вакантные места работы в иных подразделениях органов внутренних дел (л.д.21-28); согласившись занять предложенные должности в отделе по г. Абакану, истец, тем не менее, рапорты о согласии с предложенными должностями не представил, о чем отражено в акте от 28.07.2011 года (л.д.47). 02.08.2011 года с ним вновь была проведена беседа, в ходе которой ему разъяснялось, что 26.07.2011 года и 01.08.2011 года ему предлагались вакантные места, разъяснены льготы, гарантии компенсации, вопросы трудоустройства, что отражено в листе беседы (л.д.48); в судебном заседании истец пояснил, что до проведения аттестации он обращался в отдел по г. Абакану по поводу предложенной должности инспектора ДПС, ему разъяснили, что для этого надо пройти аттестацию, а потом только подать рапорт. После того как он по результатам аттестации не был рекомендован к службе в полиции, он не подавал рапорты на предложенные должности, поскольку с таким результатом аттестации не мог быть принят на работу. 02.08.2011 года истца уведомили об увольнении из органов внутренних дел в связи организационно-штатными мероприятиями (л.д.49); рапортов о согласии работы в иных подразделениях органов внутренних дел не представил. В пункте 17.5 приведенной выше Инструкции предусмотрено, что увольнение по сокращению штатов может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность. В силу требований части 5 статьи 54 ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с тем, что Кухаренко Е.Г. по результатам аттестации не рекомендован для прохождения службы в полиции, и отказался продолжить службу в органах внутренних дел в иных подразделениях, не представив рапорты о согласии, в отношении него было составлено представление к увольнению из органов внутренних дел по пункту «е» статьи 58 Положения (л.д.51-52). Приказом начальника ОМВД России по г. Черногорску *** л/с от 03.10.2011 года милиционер мобильного взвода в составе отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по г. Черногорску старший сержант милиции Кухаренко Е.Г. уволен с 03 октября 2011 года из органов внутренних дел на основании пункта «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов (л.д.54). Таким образом, Кухаренко Е.Г. уволен со службы на законном основании и с соблюдением порядка увольнения и, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению. Не подлежит удовлетворению и его ходатайство о возмещении понесенных им судебных расходов, поскольку решение суда состоялось не в его пользу. В судебном заседании 01 декабря 2011 года объявлена резолютивная часть решения; изготовление решения в окончательной форме отложено до 05 декабря 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования Кухаренко Е.Г. к ОМВД России по г. Черногорску о восстановлении на работе, и его ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов, — оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме; в окончательной форме решение будет изготовлено 05 декабря 2011 года. Председательствующий судья А.П. Немежиков