2-2316/2011 (о предоставлении жилья)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-2316/2011

«12» декабря 2011года Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Воскобойниковой В.Н.

при секретаре Орловой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Черногорска в интересах Тю Шин Ю.Ю. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Черногорска обратилась в суд с иском в интересах Тю Шин Ю.Ю. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилья, расположенного в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 16кв.м., отвечающего санитарным и техническим нормам, указывая на то, что право Тю Шин Ю.Ю., как лица оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Ткаченко И.А. исковые требования поддержала, в обоснование приведя изложенные в заявлении доводы. Требования в части площади истребуемого жилого помещения уточнила, просит обязать Администрацию города Черногорска предоставить Тю Шин Ю.Ю. жилое помещение, расположенное в г. Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Представитель ответчика Администрации г. Черногорска Немцова Ю.М. просит в иске отказать, ввиду отсутствия у муниципального образования свободного жилого помещения, отвечающего установленным нормам, и денежных средств на его приобретение, а также исходя из того, что очередность на получение жилых помещений лиц, пользующихся внеочередным правом на получение жилья, будет нарушена.

Тю Шин Ю.Ю., представители третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика –Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия в суд не явились.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления), указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно пунктов 3,4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, обеспеченным, а следовательно и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда: 1) в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; 2) на основании решения заключен договор социального найма; 3) договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; 4) фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной социальных норм.

В силу ст.5 ФЗ-159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу ст.2 Закона Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005г. на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии с п.2 ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 16 кв.м. общей площади жилья для одиноко проживающего человека, 9 кв.м. – на одного человека для семьи из двух и более человек.

Решением Совета депутатов г. Черногорска от 29.09.2011г. №91 внесены изменения в решение Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения»: в пункте 1 цифры 16 заменить цифрами 17.

Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд с данными требованиями в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных прав обеспечения права на жилище.

Материалами дела установлено, что Тю Шин Ю.Ю. обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать- Т-Ш.А.И. и его отец Т-Ш.Ю.П. на основании решениий Черногорского городского суда от 20.05.1993г., от 26.011999г. в отношении сына – Тю Шин Ю.Ю., *** рождения лишены родительских прав.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 04.03.1993г. №177 в отношении Тю Шин Ю.Ю. учреждена опека, опекуном назначена тетя Т-Ш.Т. проживающая по адресу: ***

Установлено, что Тю Шин Ю.Ю. в сентябре 2008г. был зачислен в ГОУ НПО ПУ-№12, где обучался на протяжении трех лет, находился на полном государственном обеспечении.

На основании постановления Администрации г.Черногорска №1267 от 20.04.2006г. Тю Шин Ю.Ю. включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений.

Решением государственной аттестационной комиссии от 21.06.2011г., в связи с обучением в ГОУ НПО ПУ-№12, Тю Шин Ю.Ю. присвоена квалификация: слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист –машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля категории «ВС».

Установлено, что Тю Шин Ю.Ю. права на объекты недвижимого имущества не имеет, право пользования жилым помещением по договору социального найма, либо по иным основаниям в установленном законом порядке не приобрел, до настоящего времени Администрацией г.Черногорска Тю Шин Ю.Ю. жилье по договору социального найма не представлено.

В соответствии со справкой ГУО Администрации г.Черногорска от 19.10.2011г. №3091, Тю Шин Ю.Ю. с 04.03.1993г. состоит на учете нуждающихся в получении жилья в Администрации г.Черногорске в очереди за №177.

Таким образом, Тю Шин Ю.Ю. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди, до настоящего времени не реализовал.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Тю Шин Ю.Ю. возникло право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью в г.Черногорске, не ниже установленной в г.Черногорске социальной нормы жилой площади на одного человека в размере 17кв.м., в связи с чем полагает необходимым обязать Администрацию города Черногорска предоставить Тю Шин Ю.Ю. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам.

Ссылка представителя ответчика о необоснованности требований истца, ввиду нарушения порядка предоставления жилья детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, в связи с ущемлением прав друг пользующихся внеочередным правом на получение жилья несостоятельна, поскольку реализация права лиц, в чьих интересах обратился в суд с исками прокурор г. Черногорска, не зависит от реализации прав на обеспечение жильем других детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации г.Черногорска свободных жилых помещений и денежных средств на приобретение жилья, о нарушении прав иных лиц необоснованны, поскольку реализация права лиц, оставшихся без попечения родителей и сирот на обеспечение их жильем вне очереди, не может находиться в зависимости от обеспечения обязательств субъектов Российской Федерации и других образований на осуществление соответствующих полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Тю Шин Ю.Ю. жилое помещение, расположенное в г.Черногорске не ниже установленной в г. Черногорске Республики Хакасия социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:

Справка: мотивированное решение составлено 16.12.2011г. Судья: