Дело № 2-227/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 февраля 2012 года г.Черногорск Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего Дмитриенко Д.М., с участием прокурора Зайцевой О.И., при секретаре Ноговициной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Черногорска к Администрации г.Черногорска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Черногорска обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Черногорска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и строительных отходов, а также другого мусора в районе ул.Бограда г.Черногорска между дачами в районе «Опытное поле» и частными домами. Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой г.Черногорска совместно с Государственным комитетом по охране объектов животного мира и окружающей среды РХ проверки исполнения законодательства об охране окружающей природной среды в присутствии представителей Администрации г.Черногорска был обследован земельный участок, расположенный на территории г.Черногорска в районе ул.Бограда между дачным массивом района «Опытное поле» и частными домами, а именно: южнее нефтебазы ООО «Нефрас» по ул.Лесная, 020, до дачного массива района «Опытное поле», с восточной стороны – ул.Бограда, с западной стороны – граница МО г.Черногорска, железнодорожный путь, находящийся в муниципальной собственности. В результате обследования на указанном земельном участке обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, основными видами которых являются: бытовой и строительный мусор, стеклянный бой незагрязненный, отходы полимерных материалов, золошлаки от сжигания углей, отходы бумаги и картона. Поскольку согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организации сбора, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа, при этом установить лиц, в результате действий которых образована несанкционированная свалка, невозможно, прокурор г.Черногорска просил возложить обязанность по ее ликвидации на Администрацию г.Черногорска. В обоснование своего права на обращение в суд с вышеуказанным исковым заявлением прокурор г.Черногорска сослался на то, что занятый несанкционированной свалкой земельный участок не оборудован соответствующим образом и не является полигоном ТБО, в связи с чем оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. В судебном заседании прокурор Зайцева О.И. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила установить срок исполнения решения суда до 01.12.2012 г. Представитель Администрации г.Черногорска Луферчик Ю.А., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований прокурора г.Черногорска просил отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств установленного бездействия ответчика в сфере организации мероприятий по охране окружающей среды, сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов, а также недоказанностью вредного воздействия отходов на окружающую среду. Представитель Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды РХ Потылицин Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора г.Черногорска полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил суду, что в настоящее время Администрацией г.Черногорска проводятся работы по рекультивации земель обвала шахты № 8 г.Черногорска и находящиеся на территории несанкционированной свалки отходы могут быть использованы при производстве указанных работ. В г.Черногорске функционирует подведомственное Администрации города МУП «Благоустройство», имеющее в своем распоряжении необходимую технику и средства, с помощью которых возможно произвести работы по ликвидации несанкционированной свалки. Выслушав доводы прокурора, представителей Администрации г.Черногорска и Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды РХ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из представленных в материалы дела актов от 20.01.2011 г., 25.10.2011 г., справки от 21.10.2011 г., приложенных к акту проверки фотографических материалов (л.д. 4-9), следует, что на земельном участке в районе ул.Бограда г.Черногорска между дачами в районе «Опытное поле» и частными домами, а именно: южнее нефтебазы ООО «Нефрас» по ул.Лесная, 020, до дачного массива района «Опытное поле», с восточной стороны – ул. Бограда, с западной стороны – граница муниципального образования г.Черногорск, железнодорожный путь, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, в состав отходов входят в том числе: бытовой и строительный мусор, стеклянный бой незагрязненный, отходы полимерных материалов, золошлаки от сжигания углей, отходы бумаги картона от канцелярской деятельности делопроизводства. Из объяснений представителя Администрации г.Черногорска следует, что указанный земельный участок находится в границах муниципального образования г.Черногорск, факт нахождения на земельном участке отходов производства и потребления ответчиком не оспаривается. Доказательства того, что земельный участок под размещение вышеуказанного полигона отходов производства и потребления отводился в установленном порядке и имеет санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует не только о нарушении положений указанных выше федеральных законов, но также и Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16). В связи с изложенным выше неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Довод представителя Администрации г.Черногорска о том, что материалами дела не подтверждается факт бездействия ответчика в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку привлечение ответчика к административной ответственности либо установление факта бездействия ответчика в ином порядке (судебном или досудебном) в данном случае не является необходимым условием. Поскольку в судебном заседании установлен факт наличия несанкционированной свалки в границах территории г.Черногорска, а статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязанность по регулярной очистке территории муниципальных образований от отходов возложена на органы местного самоуправления, следовательно, имеет место бездействие Администрации г.Черногорска в части непринятия мер к ликвидации отходов производства и потребления. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г.Черногорска. При разрешении вопроса об установлении срока исполнения решения суд находит обоснованными доводы прокурора и представителя Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды РХ и с учетом характера и предположительного объема работ, необходимых для исполнения решения суда, полагает возможным обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в срок до 01.12.2012 г. Каких-либо обоснованных доводов, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в названный срок, ответчиком не представлено. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г.Черногорска удовлетворить. Обязать Администрацию г.Черногорска в срок до 01.12.2012 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе ул.Бограда г.Черногорска между дачами в районе «Опытное поле» и частными домами, а именно: южнее нефтебазы ООО «Нефрас» по ул.Лесная, 020, до дачного массива района «Опытное поле», с восточной стороны – ул. Бограда, с западной стороны – граница муниципального образования г.Черногорск, железнодорожный путь. На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Д.М. Дмитриенко Справка: мотивированное решение составлено 21.02.2012 г. Судья Д.М. Дмитриенко