2-315/2012 (об обязании назначить трудовую пенсию)



Дело № 2-315/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Ноговициной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоренко НА к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Черногорске Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Федоренко Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Черногорске Республики Хакасия (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и обязании назначить трудовую пенсию, просила обязать ответчика включить в трудовой стаж истца период работы с 03.02.1993 г. по 07.12.1999 г. в должности фельдшера в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» и назначить пенсию с момента обращения в ГУ-УПФ в г.Черногорске РХ – с 23.12.2011 г.

Исковые требования мотивированы тем, что истец работает фельдшером скорой медицинской помощи с 10.04.1982 г. по настоящее время, общий медицинский стаж по состоянию на 23.12.2011 г. составляет 30 лет. На основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федоренко Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ отказало во включении в специальный трудовой стаж периода работы Федоренко Н.А. с 02.09.1982 г. по 12.09.1982 г. в должности фельдшера скорой медицинской помощи Охотской центральной районной больницы по причине нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а также периода работы в должности фельдшера в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в связи с тем, что данная организация не являлась муниципальным учреждением. По первому периоду решение ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ истец не оспаривала, по второму периоду с решением не согласна, поскольку переименование предприятия происходило в рамках реорганизации системы здравоохранения, переименование не повлекло за собой изменения рода деятельности учреждения и его сотрудников, истец продолжала работать фельдшером, то есть осуществлять лечебную деятельность по охране здоровья населения.

В судебном заседании истец Федоренко Н.А. и ее представитель Кокорина Т.В. исковые требовании поддержали по вышеизложенным основаниям. Истец пояснила, что она имеет сертификат по специальности «лечебное дело», ей присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Хакасия».

Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ Ржиханова А.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила, что при определении права на включение в специальный трудовой стаж периодов работы Федоренко Н.А. в должности фельдшера Муниципального медицинского предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» применены нормы Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 03.10.2002 года № 66 «Об установлении тождества наименования учреждения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» наименованию учреждения «Станция скорой медицинской помощи», действующего в рамках Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. По отношениям ко всем периодам работы истца необходимо применять Список должностей и учреждений от 29.10.2002 года. В связи с тем, что данным Списком не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периодов работы в муниципальных предприятиях, период работы Федоренко Н.А. с 03.02.1993 г. по 07.12.1999 г. не может быть засчитан в стаж, с учетом которого определяется право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ № 26 от 20.01.2012 г. (л.д. 7-9) Федоренко Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия правовых оснований на дату обращения за пенсией (23.12.2011 г.).

В специальный трудовой стаж Федоренко Н.А. засчитано 23 года 1 месяц 26 дней, не засчитано 6 лет 10 месяцев 16 дней, в том числе период работы истца с 03.02.1993 г. по 07.12.1999 г. (6 лет 10 месяцев 5 дней) в должности фельдшера в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» в связи с тем, что в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 Список должностей и учреждений не включены муниципальные предприятия.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее – Правила), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном этим же Постановлением Правительства Российской Федерации (далее – Список).

Действительно, указанный Список в разделе «наименования учреждений» такого наименования как «муниципальное предприятие» не содержит.

Однако в пункте 16 Списка поименованы станции скорой медицинской помощи; станции скорой и неотложной медицинской помощи, а в разделе «наименование должностей» значится должность «фельдшера».

Из трудовой книжки Федоренко Н.А. (л.д. 10-13) следует, что 12.08.1993 г. истец зачислена на должность фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи.

03.02.1993 г. станция скорой и неотложной медицинской помощи переименована в Муниципальное предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».

27.01.1993 г. Комитетом по управлению имуществом г.Черногорска принято решение № 13 (л.д. 15) о реорганизации ГУЗ путем выделения из него станции скорой и неотложной медицинской помощи. Пунктом 5 решения постановлено считать муниципальное медицинское предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» правопреемником прав и обязанностей станции скорой и медицинской помощи в составе ГУЗ.

Приказом начальника департамента по социальным вопросам Администрации г.Черногорска от 03.02.1993 г. № 88 (л.д. 14) зарегистрировано предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» - муниципальное учреждение, созданное на базе «Станции скорой и неотложной медицинской помощи» в составе ГУЗ; основной вид деятельности – оказание скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Постановлением от 08.12.1999 г. № 1584 Муниципальное предприятие «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».

Из пунктов 1.3, 1.8 Устава Муниципального медицинского предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» (л.д. 16-22) следует, что предприятие создается на базе станции скорой и неотложной медицинской помощи, предметом деятельности предприятия являются: оказание экстренной догоспитальной медицинской помощи; оказание неотложной медицинской помощи; оказание некоторых платных видов услуг.

В Определении от 18.04.2006 N 84-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную деятельность, льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Учитывая, что основным видом деятельности Муниципальное медицинского предприятия «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» являлось оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а занимаемая Федоренко Н.А. должность поименована в Списке, исковые требования Федоренко Н.А. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 03.02.1993 г. по 07.12.1999 г. в должности фельдшера в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» подлежат удовлетворению.

При этом Список, включая в число прочих учреждений и «станции скорой и неотложной медицинской помощи», каких-либо ограничений в части организационно-правовой формы этих станций (учреждение, предприятие и т.п.) не содержит.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку с учетом засчитанного ответчиком специального трудового стажа истца (23 года 1 месяц 26 дней) общая продолжительность специального трудового стажа истца с учетом включенного судом периода на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит более 30 лет, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исковые требования Федоренко Н.А. об обязании ответчика назначить трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в ГУ-УПФ РФ в г.Черногорске РХ, то есть с 23.12.2011 г., также подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Черногорске Республики Хакасия включить в специальный трудовой стаж Федоренко НА, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 03.02.1993 г. по 07.12.1999 г. в должности фельдшера в Муниципальном медицинском предприятии «Станция скорой и неотложной медицинской помощи».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Черногорске Республики Хакасия назначить Федоренко НА трудовую пенсию с момента обращения за указанной пенсией – с 23.12.2011 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение составлено 19.03.2012 г.

Судья Д.М. Дмитриенко