2-1492/2012 (о предоставлении жилья)



Дело № 2-1492/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 сентября 2012 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

при секретаре Пономаренко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска к Администрации г.Черногорска в интересах Мельникова Д.О. о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Черногорска в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей – Мельникова Д.О. обратился в суд с иском к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилья Мельникову Д.О. по договору социального найма в г.Черногорске Республики Хакасия площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующего санитарным и техническим нормам.

Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г.Черногорска поступило заявление Мельникова Д.О. об обращении в суд в его интересах с иском о предоставлении жилья. Мельников Д.О. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – М.О.Ю. и М.И.В. решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 18.06.1998 г. лишены родительских прав. Мельников Д.О. состоит в Администрации г.Черногорска на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 25.05.2000 г. за № 69 на основании постановления Администрации г.Черногорска от 25.05.2000 г. № 740. В 2010 году Мельников Д.О. окончил ФГОУ СПО "Хакасский политехнический колледж", однако жилое помещение ему до настоящего времени Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

В качестве правового обоснования иска прокурор г.Черногорска сослался на п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 г. № 104-ЗРХ "О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет", п. 1 решения Черногорского городского Совета депутатов № 96 от 11.12.2008 г.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Тулина О.Е. и истец Мельников Д.О. исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.

Представитель Администрации г.Черногорска Луферчик Ю.А., действующий на основании доверенности, не оспаривая право Мельникова Д.О. на получение жилого помещения, против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязательное предоставление жилых помещений относится к дополнительным гарантиям прав детей-сирот, обеспечение которых относится к государственным полномочиям Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот производится из средств бюджета Республики Хакасия и не относится к вопросам местного значения. Исполнение Администрацией г.Черногорска отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций. Из республиканского бюджета субвенции на приобретение жилого помещения Мельникову Д.О. до настоящего времени не поступили.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования и науки Республики Хакасия, Министерства финансов Республики Хакасия, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» (далее – Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ определены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что 06.08.2012 г. Мельников Д.О. обратился в прокуратуру г.Черногорска с заявлением об обращении в суд в его интересах с иском о предоставлении жилого помещения (л.д. 4).

Согласно выписке из записи акта о рождении № 285 от 27.03.1991 г. (л.д. 8), родителями Мельникова Д.О. являются М.О.Ю. и М.И.В..

Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 18.06.1998 г. (л.д. 7) родители Мельникова Д.О. лишены родительских прав в отношении него.

Постановлением Администрации г.Черногорска от 25.05.2000 г. № 740 (л.д. 10) Мельников Д.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В 2010 году Мельников Д.О. окончил ФГОУ СПО «Хакасский политехнический колледж», что подтверждается копией диплома серии 90 БА № 0938415 (л.д. 6).

Из ответа Администрации г.Черногорска от 15.08.2012 г. (л.д. 9) и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что жилое помещение Мельникову Д.О. до настоящего времени Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

Собственного жилья на праве собственности на территории Республики Хакасия Мельников Д.О. не имеет, что подтверждается информацией Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» (л.д. 19), уведомлениями и выписками Черногорского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия (л.д. 13-17). Не имеется в собственности на территории Республики Хакасия жилых помещений и у родителей Мельникова Д.О. – М.О.Ю. и М.И.В. что следует из уведомлений Черногорского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия (л.д. 15, 17).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Таким образом, обеспеченным, а, следовательно, и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; на основании решения заключен договор социального найма; договор социального найма исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной нормы.

При этом отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, например, по списку внеочередников.

Как следует из материалов дела, Мельников Д.О. закрепленного за ним жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества на территории Республики Хакасия за ней не зарегистрированы.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение по договору социального найма Мельникову Д.О. не предоставлено.

Таким образом, Мельников Д.О. свое право на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма вне очереди до настоящего времени не реализовал.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008 г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» (в редакции решения от 29.09.2011 г. № 91) утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека в размере 17 кв.м. общей площади жилья.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 4 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ решение о предоставлении жилого помещения лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, принимается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Обеспечение жилыми помещениями производится в черте соответствующего городского округа или муниципального района.

В силу п. 4 ст. 5 Закона Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ жилые помещения предоставляются в соответствии с требованием пункта 4 части 2 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

В силу ст. 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона (далее - государственные полномочия), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

Довод представителя Администрации г.Черногорска о том, что при отсутствии субвенций из бюджета Республики Хакасия иск не может быть удовлетворен, суд находит необоснованным, поскольку обязанность по принятию решения о предоставлении жилого помещения и по фактическому предоставлению жилья действующим законодательством в данном случае возложена на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с возмещением затрат, понесенных органом местного самоуправления в связи с реализацией переданных государственных полномочий, подлежат урегулированию в рамках межбюджетных отношений в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Мельникова Д.О. возникло право на обеспечение вне очереди жилой площадью по договору социального найма в г.Черногорске Республики Хакасия площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, в связи с чем исковые требования прокурора г.Черногорска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Черногорска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Мельникову Д.О., *** года рождения, жилое помещение по договору социального найма в г.Черногорске Республики Хакасия площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего человека, соответствующее санитарным и техническим нормам.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение составлено 26.09.2012 г.

Судья Д.М. Дмитриенко