Решение о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения пенсии



Дело № 2-644/2010

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В.,

при секретаре Ивановой Г.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицкой Т.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности о включении в специальный стаж периода работы и о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 24 ноября 2009 года.

УСТАНОВИЛ:

Истец Синицкая Т.А. 9.02.2010 г. обратилась в суд с требованием к ответчику о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности о включении в специальный стаж периода работы и о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 24 ноября 2009 года, то есть с момента обращения в пенсионный фонд.

В обоснование своих требований истица указала, что на момент обращения имеет страховой стаж 28 лет 03 месяца 05 дней и специальный более 30 лет, однако решением комиссии по назначению и выплате пенсий УПФ РФ по г. Шилке Забайкальского края ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из специального стажа истицы был исключен период её нахождения, в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет с 08.11.1990 г. по 04.05.1992 г.

В судебном заседании истец Синицкая Т.А. исковые требования поддержала и просит их удовлетворить в полном объеме. С решением Управления Пенсионного фонда РФ она не согласна, в связи с чем просит признать необоснованным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, указанный период и назначить пенсию с момента обращения, то есть с 24 ноября 2009 года.

Представитель истца Саркисова М.А., действующая на основании заявления истца Синицкой Т.А., исковые требования поддержала и просит их удовлетворить, включив в специальный стаж Синицкой Т.А. период её нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста от полутора до трех лет с 08 ноября 1990 года по 04 мая 1992 год, поскольку ранее действовавшим законодательством, регулируемым данные правоотношения, позволяло включить в стаж работы по специальности периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Представитель пенсионного фонда РФ, будучи надлежащим образом уведомлен, в судебное заседание не явился и не просил об отложении разбирательства дела в его отсутствие.

Согласно представленного отзыва на исковое заявление Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке (межрайонное) не согласно с исковыми требованиями, находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит в иске отказать. Решение комиссии основано на нормах закона и является обоснованным, на момент обращения заявительницы, у нее имелся специальный стаж 29 года 0 месяцев 27 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет т.е. с 08.11.1990 г. по 04.05.1992 г. не засчитан, так как она находилась в отпуске без сохранения содержания.

Также в отзыве на исковое заявление заявлено о нарушении правил подсудности при принятии настоящего иска судом, с указанием того, что Управление пенсионного фонда РФ находится в г. Шилка и является юридическим лицом. Отдел пенсионного фонда не является юридическим лицом, а лишь структурным подразделением юридического лица, осуществляющим ограниченные функции, с учетом чего, дело должно быть рассмотрено Шилкинским районным судом, в связи с чем просит дело передать в данный суд на рассмотрение.

С указанным выводом суд согласиться не может, так как в соответствии с требованиями п. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Согласно гражданскому законодательству юридическое лицо вправе открывать свои отделения вне места его нахождения. Это право предоставлено юридическому лицу в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для его деятельности, осуществления всех или части его функций, представления и защиты его интересов вне места нахождения юридического лица. В зависимости от поставленных юридическим лицом перед таким отделением задач и возложенных на него функций они могут являться представительствами или филиалами юридического лица. ГК называет их обособленными подразделениями юридического лица (ст. 55 ГК).

В связи с указанными обстоятельствами гражданин, обжалующий действия пенсионного органа, вправе обратиться в суд по месту его жительства в зоне действия межрайонного Управления пенсионного фонда.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность, по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ, которые содержатся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет т.е. с 08.11. 1990 г. по 04.05.1992 г. подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях.

Таким образом, специальный стаж Синицкой Т.А., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ на момент обращения к комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц, то есть 24 ноября 2009 года составил более 30 лет.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Синицкой Т.А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности о включении в специальный стаж периода работы и о возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 24 ноября 2009 года удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) в назначении Синицкой Т.А. трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) включить в специальный стаж период нахождения Синицкой Т.А. в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет с 08.11.1990 года по 04.05.1992 года.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) назначить Синицкой Т.А. трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения, то есть с 24.11.2009 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней, путем принесения кассационной жалобы через Чернышевский районный суд.

Судья: А.В. Мусихин