Решение о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий



Р Е Ш Е Н И Е № 2-410\10

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года пос. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Сергеевой О.Г.,

с участием Могочинского транспортного прокурора Григорьева В.А.,

представителя ответчика Маслова Ю.В.,

при секретаре Акимовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского транспортного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия ОАО «РЖД» по исполнению требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» незаконным, возложению обязанности на ОАО «РЖД» по установлению специальных устройств для прохода инвалидов,

у с т а н о в и л:

Пешеходный мост 6587 км ПК 4+55 к железнодорожному вокзалу ст. <адрес> не оборудован специальными приспособлениями – пандусами и поручнями, обеспечивающими возможность беспрепятственного пользования пешеходным мостом в том числе инвалидами.

Могочинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», о признании бездействие ОАО «РЖД» по исполнению требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» незаконным, возложению обязанности на ОАО «РЖД» по установлению специальных устройств –пандусов и поручней для проезда по мосту инвалидов.

В судебном заседании помощник Могочинского транспортного прокурора Григорьева В.А исковые требования увеличил и просит к ранее заявленным требованиям добавить следующее: в случае невозможности оборудовать пешеходный мост 6587 км ПК 4+5, ведущий к железнодорожному вокзалу ст. <адрес> специальными приспособлениями - пандусами, поручнями, обеспечивающими возможность беспрепятственного пользования пешеходным мостом инвалидами, возложить на ответчика обязанность построить новый мост в соответствии с требованиями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Могочинский транспортный прокурор Григорьев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой была проведена проверка, которая показала, что люди, которые относятся к категории маломобильных групп населения (МГН) - инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.д. не имеют возможности беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на железнодорожном вокзале ст. <адрес>, иметь беспрепятственный доступ к объектам вокзального комплекса ввиду того, что пешеходный мост 6587 км ПК 4+55 к железнодорожному вокзалу ст. Чернышевск-Забайкальский не оборудован специальными приспособлениями - пандусами, обеспечивающими возможность беспрепятственного пользования пешеходным мостом, в том числе инвалидами. Согласно ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Так, в нарушении ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указанный пешеходный мост ст. <адрес> не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Также ответчиком не проведено согласование с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. На основании Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», ст. 1 которого установлено, что железнодорожный транспорт в РФ призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, одним из принципов его функционирования является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

Поскольку пешеходный мост 6587км ПК 4+55 является объектом инфраструктуры общего пользования, круг лиц, пользующийся данным пешеходным мостом определить невозможно и прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» по выполнению требований Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконным. Обязать ответчика выполнить требования предусмотренные ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов РФ» и оборудовать пешеходный мост 6587 км. ПК 4+55 специальными устройствами – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. В случае невозможности переоборудовать мост, обязать ответчика построить новый пешеходный мост в соответствии с требованиями закона.

Представитель ответчика Маслов Ю.В., действующий по доверенности от 22 января 2009 года, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД ) возражает против исковых требований Могочинского транспортного прокурора о признании бездействия по исполнению требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ОАО «РЖД» незаконным, понуждении установить специальные устройства (пандусы, поручни) на пешеходном мосту 6587 км. ПК 4+55 или возложении обязанности о строительстве нового пешеходного моста в случае невозможности реконструкции старого по установлению пандусов в соответствии с требованиями СНиП по следующим основаниям:

Пешеходный мост через железнодорожные пути на 6587 км ПК 4+55 учтен на балансовом учете за <адрес> дистанцией пути, построен в 1987 году и при строительстве данного моста проектным решением устройство пандусов не было предусмотрено.

Согласно Свода правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» основными приоритетами доступности маломобильных групп населения, в том числе, является приоритет безопасности. Под безопасностью понимается создание для маломобильных групп населения условий посещения мест обслуживания или труда без риска быть травмированным каким- либо образом или причинить вред своему имуществу, а так- же нанести вред другим- людям, зданию или оборудованию.

Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения» СНиП 2.08.02-89 установлены требования к пандусам - ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1м. Все продольные уклоны на путях движения не должны превышать соответствующие параметры, установленные для пандусов- максимальная высота одного подъема пандуса не должны превышать 8м. при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Площадка для поворота должна быть одинаковой ширины с маршем лестницы или пандуса и иметь глубину на горизонтальном участке не менее 1,5 м.

Указанный пешеходный мост имеет наклон сходов 23 % (расчет прилагается). Из изложенного выше следует вывод о том, что требование Могочинской транспортной прокуратуры по устройству пандусов для маломобильных групп населения (инвалидов) на пешеходном мосту на 6587 км. ПК 4+55 не может быть выполнено по техническим причинам. Реконструкция пешеходного моста 6587 км. ПК 4+55 ОАО «РЖД» не планируется и не предполагается руководством ОАО «РЖД». Как установлено п.6 Раздела II Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам инфраструктуры, утвержденного постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999г. № 74/51 последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996г. № 1449 местными органами социальной защиты населения с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных организаций. Как следует из пункта 4 раздела II вышеуказанного Постановления в случаях, когда при реконструкции зданий и сооружений не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения ( в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

ОАО «РЖД» не имеет технической возможности установить пандусы, а органы социальной защиты и администрация не обращались к ОАО «РЖД» о согласовании принятия каких-либо мер по использованию инвалидами пешеходного моста на 6587 км. ПК 4+55. В случае обращения указанных органов необходимый рациональные меры ОАО «РЖД» были бы приняты, поэтому не усматривает признаков своего бездействия при эксплуатации указанного пешеходного моста. Просит в иске Могочинского транспортного прокурора, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия ОАО «РЖД» незаконным, понуждении в установлении специальных устройств (пандусов, поручней) на пешеходном мосту 6587 км. ПК 4+55 и строительстве нового пешеходного моста отказать. Считает, что устройство пандусов не повлияет на выполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», так как пользоваться пандусами будут не инвалиды колясочники, а коммерсанты для облегчения транспортировки их сумок через пешеходный мост.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что является председателем районного общества инвалидов. На учете в этой общественной организации состоит 90 инвалидов, из них 2 инвалида-колясочника. Точного учета по <адрес> инвалидов колясочников не имет. Сколько инвалидов-колясочников могут приезжать на ст. <адрес> из других районов и регионов ей неизвестно. По обращению одного инвалида администрацией городского поселения «Чернышевское» были установлены пандусы в подъезде его дома. Вопрос о согласовании ОАО «РЖД» с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по использованию пешеходного моста не обсуждался, однако считает, что установление на нем пандусов нецелесообразно, поскольку данным пешеходным мостом инвалиды-колясочники не пользуются вследствие их малочисленности, а в случае необходимости инвалиды могут воспользоваться услугами такси.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что работает главным специалистом в отделе социальной защиты населения <адрес>. Общее количество инвалидов по <адрес> точно не установлено, также ей неизвестно число инвалидов-колясочников, примерно их численность составляет около 100 человек. Из общего числа инвалидов в районе 84 инвалида-ребенка из их числа также имеются и инвалиды-колясочники. Считает, что в нарушении прав инвалидов, пешеходный мост, ведущий к вокзалу до настоящего времени не оборудован пандусами и поручнями. Многие инвалиды ездят в больницы <адрес> и часто пользуются услугами железнодорожного транспорта, однако инвалиды-колясочники не могут воспользоваться пешеходным мостом вследствие того, что он не оборудован надлежащим образом для использования его инвалидами.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что он работает заместителем начальника Дистанции пути по искусственным сооружениям. По его мнению, устройство пандусов и поручней на пешеходном мосту 6587 км. ПК 4+55 является технически невозможным, так как при их устройстве необходимо соблюсти требование СНиП. Лестничные пролеты моста уже имеют уклон в 23 градуса, а для установки пандусов необходим уклон не более 10 градусов. Поэтому ОАО «РЖД» не осуществляло финансирование для реконструкции этого моста

Выслушав Могочинского транспортного прокурора, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Могочинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных нужд.

Вместе с тем, потребители, которые относятся к категории маломобильных групп населения (МГН) - инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.д. не имеют возможности беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на железнодорожном вокзале ст. <адрес>, иметь беспрепятственный доступ к объектам вокзального комплекса вследствие того, что пешеходный мост 6587 км ПК 4+55, ведущий к железнодорожному вокзалу ст. <адрес>, не оборудован специальными приспособлениями – пандусами и поручнями, обеспечивающими возможность беспрепятственного пользования пешеходным мостом в том числе инвалидами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным зданиям, прочим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Отсутствие на пешеходном мосту 6587км ПК 4+55 специальных устройств, обеспечивающих инвалидам беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры существенно нарушает права инвалидов.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определено, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с положением ФЗ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», ст. 1 которого установлено, что железнодорожный транспорт в РФ призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, одним из принципов его функционирования является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

В соответствии с ч 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государством гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены только федеральным законом.

В судебном заседании на основании представленных документов установлено, что пешеходный мост 6587 км ПК 4+55 является объектом инфраструктуры общего пользования, однако на нем в нарушении требований закона не установлены специальные устройства (пандусы, поручни), обеспечивающие беспрепятственный проход инвалидов к вокзалу ст. <адрес>.

Указанный пешеходный мост состоит на балансовом учете Чернышевск- Забайкальской дистанцией пути. Это предприятие в нарушение ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не проводило согласование с общественными объединениями инвалидов и не приняло мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов по доставлению их как к зданию железнодорожного вокзала, так и от него к населенным пунктам.

Учитывая, что <адрес> дистанция пути является структурным подразделением Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", то следует признать бездействие ОАО «РЖД» по непринятию мер к установке на пешеходном мосту 6587 км ПК 4+55 специальных устройств для беспрепятственного прохода инвалидов (пандусов и поручней) незаконным.

Также суд приходит к выводу о том, что обязанность по установке пандусов лежит непосредственно на ОАО «Российские железные дороги и следует обязать ОАО «РЖД» оборудовать пешеходный мост пандусами и поручнями

Требование прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о строительстве нового пешеходного моста в случае, если будет невозможно оборудование пандусами и поручнями имеющегося пешеходного моста по мнению суда заявлено преждевременно и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Могочинского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Признать бездействие ОАО «РЖД» по исполнению требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги», в течение одного года со дня вступления решения в законную силу оборудовать пешеходный мост - 6587 км ПК4+55 специальными устройствами – пандусами, поручнями обеспечивающими беспрепятственный проход инвалидов через мост.

В удовлетворении остальной части исковых требований Могочинскому транспортному прокурору отказать.

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в государственный доход в размере 200 (двухсот)рублей

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в <адрес> суд через районный суд.

Судья:

Кассационным определением от 07 декабря 2010 года решение изменено, дополнена резолютивная часть решения указанием на оборудование моста специальными устройствами с соблюдением строительных норм и правил Российской Федерации. В остальной части решения суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.