Дело № 2-71/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 года п. Чернышевск Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Силяевой И.Л., при секретаре Савиной Т.А., с участием истца Селивановой И.А., представителя ответчика Муниципального района «<адрес>» Акишина Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации городского поселения «<адрес>» Дряхловой И.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой И.А. к Администрации городского поселения «<адрес>», Муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<адрес>», Администрации муниципального района «<адрес>», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Селиванова И.А. (до брака Соколова) обратилась в суд с указанным иском, указав, что она является сиротой. Её мать Соколова Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Соколов А.В. решением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав и ДД.ММ.ГГГГ он умер. Согласно Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ней (Селивановой И.А. (до брака Соколовой) была установлена опека и закреплена жилая площадь по адресу <адрес>. После установления опеки она проживала с опекуном в <адрес>. Впоследствии узнала, что закрепленное за ней жилое помещение не сохранилось, о чем свидетельствует акт сохранности жилья закрепленного за несовершеннолетним № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она окончила колледж и в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию городского поселения «<адрес>» в просьбой о выделении жилого помещения. На основании постановления главы администрации городского поселения «<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья, очередь №. В настоящее время в связи с отсутствием собственного жилья она, Селиванова И.А. (до брака Соколова) остро нуждается в жилом помещении. На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит суд: 1.Обязать администрацию городского поселения «<адрес>», предоставить ей (Селивановой И.А. (до брака Соколовой) жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<адрес>», размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям. 2. В случае невозможности предоставить ей Селивановой И.А. (до брака Соколовой) жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<адрес>» администрацией городского поселения «<адрес>» размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обязать муниципальное учреждение управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» приобрести за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края жилое помещение для её проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<адрес>, размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность городского поселения «<адрес>». 3. Обязать администрацию городского поселения «<адрес> заключить с ней Селивановой И.А. (до брака Соколовой) договор социального найма жилого помещения, приобретенного для неё за счет субвенций, выделенных для указанной цели Правительством Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края. 4. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выделить муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» субвенцию из бюджета Забайкальского края для при обретения жилья для неё на территории городского поселения «<адрес>» размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Истец Селиванова И.А. (до брака Соколова) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения аналогичные исковому заявлению. Представитель ответчика Администрации городского поселения «<адрес>» Дряхлова И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация городского поселения «<адрес>» является ненадлежащим ответчиком, поскольку в её обязанности обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, жилой площадью не входит. В судебном заседании представитель ответчика Муниципального района «<адрес>» Акишин Н.А. исковые требования Селивановой И.А. признал в полном объеме и пояснил, что в муниципальном районе «<адрес>» денежных средств для приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. В случае поступлений субвенций жилье для Селивановой И.А. будет приобретено. Представитель ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., будучи надлежащим образом, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, поскольку не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы края в судах, а также Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края и просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования Селивановой И.А. не признал, указывая на то, что за Селивановой И.А. (Соколовой) закреплено жилое помещение-квартира и никто её права на закрепленное за ней жилое помещение не лишал. Считает, что требование о финансировании из бюджета Забайкальского края предоставления жилого помещения лицу, которому уже было предоставлено жилое помещение, не основано на действующем законодательстве РФ. Также Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указал, что, в данном случае, предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района «<адрес>». Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее ЗЗК № 315) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании п. п. 3, 4 Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе «Чернышевский район», утвержденного Постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 05.05.2010 № 424 уполномоченным органом по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «Чернышевский район» (далее - МУУО). Срок наделения МУУО соответствующими полномочиями не ограничен. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. Как установлено судом, Селиванова (до брака Соколова) И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является полной сиротой. Её мать - Соколова Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Соколов А.В. решением Могочинского районного суда Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, умер ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием родительского попечения на основании постановления главы администрации поселка Чернышевск над несовершеннолетней Соколовой И.А. назначен опекун Внуков Н.С. и за Соколовой И.А. закреплена жилая площадь - квартира, расположенная по адресу <адрес>. Согласно акта Муниципального учреждения управления образованием администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о сохранности жилья, закрепленного за несовершеннолетним жилой площади закрепленной за несовершеннолетними Соколовой И.А., Соколовым А.А. не существует. Согласно постановления и.о. главы администрации городского поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12. была поставлен на льготную очередь в получении жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации городского поселения «Чернышевское». В настоящее время, в связи с отсутствием жилья Селиванова И.А. (до брака Соколова) проживает в <адрес> с мужем на съемной квартире. Селиванова И.А. (до брака Соколова) нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку, ей, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» обязанность профинансировать предоставление жилой площади возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные ЗЗК № 315 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и их право на внеочередное предоставление жилого помещения для проживания, финансируются за счет средств бюджета края (ст. 8 ЗЗК №2 315). В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304 ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» (далее ЗЗК № 304) органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления муниципального района обязаны: обеспечивать осуществление государственного полномочия; представлять документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, исполнительному органу государственной власти, уполномоченному Правительством Забайкальского края (ч. 1 ст. 3 ЗЗК N2 304). При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; координировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия (ч. 1 ст. 4 ЗЗК № 304). Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 ЗЗК N2 304). Согласно п.2 Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Забайкальского края от 23.12.2009 г. № 474 предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год. В соответствии с п. 5. указанного положения субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов. Обязанность по приобретению жилого помещения за счет субвенций возлагается на администрацию муниципального района и районное управление образования в силу положений п.п.7, 8 «Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе, согласно которому приобретение жилья в собственность района осуществляет районное управление образования. Исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории городского поселения «<адрес>» (23 кв.м.) установленной решением Совета городского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «<адрес> Селивановой И.А. подлежит предоставлению квартира указанной площади. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Селивановой И.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями, в связи, с чем суд полагает возможным исковые требования Селивановой И.А. удовлетворить. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Селивановой И.А. удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения «<адрес>», предоставить Селивановой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<адрес>», размером не менее 23 кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям городского поселения «<адрес>». В случае невозможности предоставить указанное жилое помещение по причине отсутствия свободного жилого фонда: Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края предоставление жилой площади Селивановой И.А.; Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» и муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<адрес>» приобрести жилое помещение за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края, с последующей передачей жилого помещения городскому поселению «<адрес>»; Обязать администрацию городского поселения «<адрес>» заключить с Селивановой И.А. договор социального найма на жилое помещение, приобретенное за счет субвенций. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чернышевский районный суд. Судья: И.Л. Силяева