Решение о понуждении к совершению действий



                Дело № 2-95/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2012 года                                            п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Силяевой И.Л.,

при секретаре Савиной Т.А.,

с участием прокурора Архипова Д.В.,

представителя ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» Заповой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Муниципального района «<данные изъяты>» Акишина Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,                                        

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Ларькова В.Е. к Администрации городского поселения «<данные изъяты>», Муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<адрес>», Администрации муниципального района «<адрес>», Правительству <адрес>, Министерству финансов <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Чернышевского района обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Чернышевского района в январе 2012 года проведена проверка исполнения федерального и регионального законодательства о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Ларьков Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является полной сиротой, поскольку его отец Ларьков Е.Г. умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать - Ларькова Т.В. решением Ингодинского районного суда <адрес> лишена родительских прав, умерла в ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с отсутствием родительского попечения на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования <адрес> Ларьков В.Е. определен в детское государственное учреждение, находился в <адрес>. В связи с тем, что родители Ларькова В.Е. собственного жилья не имели, на основании постановления главы администрации городского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Ларьков В.Е. поставлен на льготную очередь как лицо, нуждающееся в жилом помещении. В настоящее время Ларьков В.Е. обучается в <адрес>, проживает с семьей в общежитии. В этой ситуации Ларьков В.Е. остро нуждается в жилом помещении.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, процессуальный истец просит суд: 1.Обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>», предоставить Ларькову В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<данные изъяты>», размером не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

2. В случае невозможности предоставить жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<данные изъяты>» Ларькову В.Е. администрацией городского поселения «<данные изъяты>» размером не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обязать муниципальное учреждение управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» приобрести за счет субвенций, выделенных из бюджета <адрес> Министерством финансов <адрес> жилое помещение для проживания Ларькова В.Е. по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<данные изъяты>», размером не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность городского поселения «<данные изъяты>».

3. Обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>» заключить с Ларьковым В.Е. договор социального найма жилого помещения, приобретенного для Ларькова В.Е. за счет субвенций, выделенных для указанной цели Правительством <адрес>, Министерством финансов <адрес> из бюджета <адрес>.

4. Обязать Правительство <адрес>, Министерство финансов <адрес> выделить муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» субвенцию из бюджета <адрес> для при обретения жилья Ларькову В.Е. на территории городского поселения «<данные изъяты>» размером не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В судебном заседании прокурор Архипов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме и дал показания аналогичные исковому заявлению.

Истец Ларьков В.Е. будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте, в судебное заседание не явился, представил заявление которым исковые требования поддерживает в полном объеме и просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель ответчика Администрации городского поселения «<данные изъяты>» Когодеева А.В. будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление которым просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<адрес>» Запова И.В. исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что действительно Ларьков В.Е. имеет право на предоставление жилого помещения, однако в настоящее время денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот не выделяются.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального района «<адрес>» Акишин Н.А. исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Ларькова В.Е. признал в полном объеме и пояснил, что в муниципальном районе «<адрес>» денежных средств для приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. В случае поступлений субвенций жилье для Ларькова В.Е. будет приобретено.

Представитель ответчика Правительства <адрес> Зотов Д.А., будучи надлежащим образом, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит признать Правительство <адрес> ненадлежащим ответчиком, поскольку не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы края в судах, а также Правительство <адрес> не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края и просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> Мельников С.В. будучи извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в интересах Ларькова В.Е. не признал, указывая на то, что поскольку в силу ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма, как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими, однако истцом не представлены документы, подтверждающие, что Ларьков В.Е. в настоящее время является малоимущим. Также Министерство финансов <адрес> не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указал, что, в данном случае, предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района «<адрес>. Просит суд в иске к Министерству финансов <адрес> отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее ЗЗК № 315) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании п. п. 3, 4 Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе «<адрес>», утвержденного Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МУУО). Срок наделения МУУО соответствующими полномочиями не ограничен.

В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.

Как установлено судом, Ларьков В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является полной сиротой, поскольку его отец - Ларьков Е.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - Ларькова Т.В. решением Ингодинского районного суда <адрес> лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с отсутствием родительского попечения на основании постановления главы администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Ларьков В.Е. определен в детское государственное учреждение.

Согласно постановления главы администрации городского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Ларьков В.Е. был поставлен на льготную очередь в получении жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации городского поселения «<данные изъяты>».

В настоящее время Ларьков В.Е. заканчивает обучение в ПУ-28 <адрес>, где проживает в общежитии.

Ларьков В.Е. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку, ему, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» обязанность профинансировать предоставление жилой площади возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные ЗЗК № 315 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и их право на внеочередное предоставление жилого помещения для проживания, финансируются за счет средств бюджета края (ст. 8 ЗЗК №2 315).

В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304 ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» (далее ЗЗК № 304) органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления муниципального района обязаны: обеспечивать осуществление государственного полномочия; представлять документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, исполнительному органу государственной власти, уполномоченному Правительством Забайкальского края (ч. 1 ст. 3 ЗЗК N2 304).

При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; координировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия (ч. 1 ст. 4 ЗЗК № 304).

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 ЗЗК N2 304).

Согласно п.2 Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Забайкальского края от 23.12.2009 г. № 474 предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п. 5. указанного положения субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов.

Обязанность по приобретению жилого помещения за счет субвенций возлагается на администрацию муниципального района и районное управление образования в силу положений п.п.7, 8 «Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе, согласно которому приобретение жилья в собственность района осуществляет районное управление образования.

Исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории городского поселения «<данные изъяты>» (33 кв.м.) установленной решением Совета городского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «<данные изъяты>», Ларькову В.Е. подлежит предоставлению квартира указанной площади. При этом дочь Ларькова В.Е. не может быть учтена при предоставлении квартиры, так как государственная гарантия распространяется только на истца.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ларькову В.Е., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями, в связи, с чем суд полагает возможным исковые требования прокурора Чернышевского района действующего в интересах Ларькова В.Е. удовлетворить.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>», предоставить Ларькову В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<данные изъяты>», размером не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям городского поселения «<данные изъяты>».

В случае невозможности предоставить указанное жилое помещение по причине отсутствия свободного жилого фонда:

Обязать Правительство <адрес> и Министерство финансов <адрес> своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета <адрес> предоставление жилой площади Ларькову В.Е.;

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» и муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<адрес>» приобрести жилое помещение за счет субвенций, выделенных из бюджета <адрес> Министерством финансов <адрес>, с последующей передачей жилого помещения городского поселению «<данные изъяты>»;

Обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>» заключить с Ларьковым В.Е. договор социального найма на жилое помещение, приобретенное за счет субвенций.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Забайкальский краевой суд через районный суд.

Судья:                                                 И.Л. Силяева