Дело № 2-210/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 мая 2012 года п. Чернышевск Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Силяевой И.Л., при секретаре Савиной Т.А., с участием истца Шестакова А.И., представителя ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» Кудрявцевой Т.С., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Муниципального района «<данные изъяты>» Сахтеровой Н.Г., действующей на основании доверенности, представителя администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Бармина С.В., действующего на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестакова А.И. к Администрации сельского поселения «<данные изъяты>», Муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>», муниципальному району «<данные изъяты>», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Шестаков А.И. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее. Он (Шестаков) является ребенком-сиротой. Его мать Шестакова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он был направлен в <адрес>. Жилое помещение за ним не закреплялось в виде отсутствия жилья у матери. В ДД.ММ.ГГГГ он окончил колледж и обратился в администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» в просьбой о выделении жилого помещения. На основании постановления главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья, очередь №. В настоящее время в связи с отсутствием собственного жилья он, остро нуждается в жилом помещении. На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит суд: 1.Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», предоставить жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», отвечающее санитарным и техническим требованиям. В случае невозможности предоставить жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте городского поселения «<данные изъяты>» обязать муниципальное учреждение управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» приобрести за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края жилое помещение для его проживания по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>». Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» заключить с ним договор социального найма жилого помещения, приобретенного для него за счет субвенций. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выделить муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» субвенцию из бюджета Забайкальского края для при обретения ему жилья на территории сельского поселения «<данные изъяты>». Истец Шестаков А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения аналогичные исковому заявлению. Представитель ответчика Администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Бармин С.В. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что действительно Шестаков А.И. имеет право на предоставление жилого помещения, однако в настоящее время жилой фонд в поселении отсутствует, денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот не выделяется. В судебном заседании представитель ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» Кудрявцева Т.С. исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что действительно Шестаков А.И. имеет право на предоставление жилого помещения, однако в настоящее время денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот не выделяются. В судебном заседании представитель ответчика Муниципального района «<данные изъяты>» Сахтёрова Н.Г. исковые требования Шестакова А.И. признала в полном объеме и пояснила, что в муниципальном районе «<данные изъяты>» денежных средств для приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. В случае поступлений субвенций жилье для Шестакова А.И. будет приобретено. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., будучи надлежащим образом, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, поскольку не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы края в судах, а также Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края и просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В. будучи извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования Шестакова А.И. не признал, указывая на то, что финансовое обеспечение осуществляется органами местного самоуправления за счет предоставляемых бюджетом края субвенций. Заявители имеют право на получение жилого помещения и не имеют права требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья. Министерство финансов не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Считает, что данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее ЗЗК № 315) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании п. п. 3, 4 Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе «<данные изъяты>», утвержденного Постановлением администрации муниципального района «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным органом по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» (далее - МУУО). Срок наделения МУУО соответствующими полномочиями не ограничен. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. Как установлено судом, Шестаков А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является полным сиротой, поскольку его мать Шестакова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. В связи с отсутствием родительского попечения на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Шестаков А.И. был определен в детское государственное учреждение. Согласно постановления главы администрации сельского поселения «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Шестаков А.И. был поставлен на льготную очередь в получении жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации сельского поселения «<данные изъяты>». В настоящее время Шестаков А.И. закончил обучение. Шестаков А.И. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку, ему, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» обязанность профинансировать предоставление жилой площади возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные ЗЗК № 315 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и их право на внеочередное предоставление жилого помещения для проживания, финансируются за счет средств бюджета края (ст. 8 ЗЗК №2 315). В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304 ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» (далее ЗЗК № 304) органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления муниципального района обязаны: обеспечивать осуществление государственного полномочия; представлять документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, исполнительному органу государственной власти, уполномоченному Правительством Забайкальского края (ч. 1 ст. 3 ЗЗК N2 304). При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; координировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия (ч. 1 ст. 4 ЗЗК № 304). Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 ЗЗК N2 304). Согласно п.2 Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Забайкальского края от 23.12.2009 г. № 474 предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год. В соответствии с п. 5. указанного положения субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов. Обязанность по приобретению жилого помещения за счет субвенций возлагается на администрацию муниципального района и районное управление образования в силу положений п.п.7, 8 «Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе, согласно которому приобретение жилья в собственность района осуществляет районное управление образования. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Шестакову А.И., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями, в связи, с чем суд полагает возможным исковые требования Шестакова А.И. удовлетворить. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Шестакова А.И. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», предоставить Шесиакову А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям сельского поселения «<данные изъяты>». В случае невозможности предоставить указанное жилое помещение по причине отсутствия свободного жилого фонда: Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края предоставление жилой площади Шестакову А.И.; Обязать администрацию муниципального района «<данные изъяты>» и муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» приобрести жилое помещение за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края, с последующей передачей жилого помещения сельскому поселению «<данные изъяты>»; Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» заключить с Шестаковым А.И. договор социального найма на жилое помещение, приобретенное за счет субвенций. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чернышевский районный суд. Судья: И.Л. Силяева