Дело № 2-298/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года п. Чернышевск Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Силяевой И.Л., при секретаре Савиной Т.А., с участием истца Золотовской Л.С., представителя ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации МР «<данные изъяты>» Заповой И.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотовской Л.С. к Администрации сельского поселения «<данные изъяты>», Муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>», Администрации муниципального района «<данные изъяты>», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Золотовская Л.С. обратилась в суд с указанным иском, указав, что она является сиротой. Её мать Лопатина Т.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Золотовский С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Золотовской Л.С. была установлена опека и жилая площадь не сохранялась, в связи с отсутствием таковой у матери. После установления опеки она проживала с опекуном в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ она окончила учебу в профессиональном лицее № <адрес> и вернулась в <адрес>. В связи с отсутствием работы в <адрес> переехала жить в <адрес>. В декабре 2010 года обратилась в администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» в просьбой о выделении жилого помещения. На основании постановления главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» №-а от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилья, очередь №. В настоящее время в связи с отсутствием собственного жилья она, Золотовская Л.С. проживает в общежитии <адрес> и остро нуждается в жилом помещении. На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит суд: 1.Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», предоставить ей Золотовской Л.С. жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям. 2. В случае невозможности предоставить ей Золотовской Л.С. жилое помещение для проживания по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>» администрацией сельского поселения «<данные изъяты>» размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям, обязать муниципальное учреждение управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» приобрести за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края жилое помещение для её проживания по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям с последующей передачей указанного жилого помещения в муниципальную собственность сельского поселения «<данные изъяты>». 3. Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» заключить с ней Золотовской Л.С. договор социального найма жилого помещения, приобретенного для неё за счет субвенций, выделенных для указанной цели Правительством Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края. 4. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выделить муниципальному учреждению управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» субвенцию из бюджета Забайкальского края для при обретения жилья для неё на территории сельского поселения «<данные изъяты>» размером не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм общей площади жилого помещения на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Истец Золотовская Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала пояснения аналогичные исковому заявлению. В судебном заседании представитель ответчика Муниципального учреждения управления образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» Запова И.В. исковые требования признала полностью, о чем представила суду соответствующее заявление и пояснила, что при поступлении субвенций из бюджета Забайкальского края жилье для Золовской Л.С. будет приобретено. Представитель ответчика Муниципального района «<данные изъяты>» Сахтерова Н.Г. будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление которым исковые требования Золотовской Л.С. признает в полном объеме и просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Калашникова Т.Г. будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, представила суду заявление, которым исковые требования Золотовской Л.С. признает в полном и просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., будучи надлежащим образом, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком, поскольку не является финансовым органом субъекта и не может представлять интересы края в судах, а также Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края и просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В. будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, представив возражение на исковое заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования Золотовской Л.С. не признал, указывая, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указал, что, в данном случае, предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района «<данные изъяты>». Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее ЗЗК № 315) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании п. п. 3, 4 Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе «<адрес>», утвержденного Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от 05.05.2010 № 424 уполномоченным органом по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<адрес>» (далее - МУУО). Срок наделения МУУО соответствующими полномочиями не ограничен. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления. Установлено, что Золотовская Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является полной сиротой. Её мать - Лопатина Т.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Золотовский С.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием родительского попечения на основании постановления главы администрации села <адрес> над несовершеннолетней Золотовской Л.С. назначена опекуном Арсентьева М.С. Жилая площадь за несовершеннолетней закреплена не была, поскольку мать собственной жилплощади не имела. Согласно постановления и.о. главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» №-а от ДД.ММ.ГГГГ Золотовская Л.С. была поставлена на льготную очередь в получении жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации сельского поселения «<данные изъяты>». В настоящее время, в связи с отсутствием жилья Золотовская Л.С. проживает в общежитии <адрес>. Золотовская Л.С. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку, ей, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» обязанность профинансировать предоставление жилой площади возлагается на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, поскольку дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные ЗЗК № 315 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и их право на внеочередное предоставление жилого помещения для проживания, финансируются за счет средств бюджета края (ст. 8 ЗЗК №2 315). В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304 ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» (далее ЗЗК № 304) органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления муниципального района обязаны: обеспечивать осуществление государственного полномочия; представлять документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, исполнительному органу государственной власти, уполномоченному Правительством Забайкальского края (ч. 1 ст. 3 ЗЗК N2 304). При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; координировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия (ч. 1 ст. 4 ЗЗК № 304). Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст. 5 ЗЗК N2 304). Согласно п.2 Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Забайкальского края от 23.12.2009 г. № 474 предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год. В соответствии с п. 5. указанного положения субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов. Обязанность по приобретению жилого помещения за счет субвенций возлагается на администрацию муниципального района и районное управление образования в силу положений п.п.7, 8 «Порядка приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в муниципальном районе, согласно которому приобретение жилья в собственность района осуществляет районное управление образования. Исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории сельского поселения «<данные изъяты>» (14 кв.м.) установленной решением Совета сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории сельского поселения «<данные изъяты>» на 2012 год, Золотовской Л.С. подлежит предоставлению жилое помещение указанной площади. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Золотовской Л.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями, в связи, с чем суд полагает возможным исковые требования Золотовской Л.С. удовлетворить. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Золотовской Л.С. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>», предоставить Золотовской Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «<данные изъяты>», размером не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям сельского поселения «<данные изъяты>». В случае невозможности предоставить указанное жилое помещение по причине отсутствия свободного жилого фонда: Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края предоставление жилой площади Золотовской Л.С.; Обязать администрацию муниципального района «<данные изъяты>» и муниципальное учреждение управление образованием администрации муниципального района «<данные изъяты>» приобрести жилое помещение за счет субвенций, выделенных из бюджета Забайкальского края Министерством финансов Забайкальского края, с последующей передачей жилого помещения сельскому поселению «<данные изъяты>»; Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» заключить с Золотовской Л.С. договор социального найма на жилое помещение, приобретенное за счет субвенций. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чернышевский районный суд. Судья: И.Л. Силяева