нанесение тяжкого вреда здоровью



1- 40-2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 14 февраля 2011 г.

Судья Черниговского районного суда Приморского края Т. В. Жесткова,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Черниговского района М. С. Кустова,

подсудимого Мельникова Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина РФ, <данные изъяты>, судимого 04. 05. 2006 г. Черниговским районным судом Приморского края по п. п. «а», «б», «в» ч. 2 ст. 158, ст. 158 ч. 3, ст. 158 ч. 3, ч. 1 ст. 330, ст. 69, ст. 71 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Постановлением Президиума Приморского краевого суда от 20. 02. 2007 г. приговор Черниговского районного суда от 04. 05. 2006 г. изменен: из квалификации действий по краже от 29. 12. 2005 г. исключен квалифицирующий признак «причинение значительного ущерба», Мельников Ф. А. считается осужденным к 2 годам 11 месяцам лишения свободы, освобожденного 31. 12. 2008 г. по отбытию срока наказания,

проживающего по <адрес>,

при секретаре Н. С. Ерошкиной,

а также потерпевшего ФИО11,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Мельникова Ф.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Мельников Ф. А. 30 сентября 2010 г. в период с 01 час. 00 мин. до 04 час. 20 мин. в <адрес> в <адрес>, находясь в состояния алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений с ФИО11 в ходе ссоры в кухне умышленно нанес ФИО11 один удар ножом в левое бедро, причинив ему телесное повреждение в виде «ножевого ранения левого бедра в верхней трети с повреждением бедренной вены», которое, согласно заключения эксперта № 1808 от 07. 10. 2010 г., является опасным для жизни и по этому признаку относится к категории причинения тяжкого вреда здоровью.

Подсудимый Мельников Ф. А. вину в предъявленном обвинении признал частично и пояснил, что вечером 29 сентября 2010 г. он пришел в гости к ФИО4, там была ФИО9, позже пришли ФИО11, ФИО8 и ФИО13, принесли с собой магнитофон, все вместе они распивали спиртное. В доме громко играла музыка, он неоднократно просил сделать звук тише, т. к. в доме были маленькие дети, по этому поводу были конфликты. Он находился то вместе со всеми на кухне, то выходил в зал. Потом он вышел на кухню, сделал очередное замечание по поводу громкой музыки, и у них с ФИО11 произошел скандал, тот ему нагрубил, толкнул его, он тоже ударил ФИО17. Затем он услышал из комнаты чей-то крик: «Смотри, сзади» и обернулся. Увидел ФИО11, тот шел на него с каким-то предметом в руках, похожим на трубу или черенок от лопаты, и этим предметом замахивался на него. Он, отбивая удар ФИО11, подставил свою правую руку, и предмет из рук ФИО11 выпал. Левой рукой он взял со стола нож и ударил им ФИО11. ФИО11 стало плохо, он сначала облокотился на стол в комнате, а затем вышел на улицу. После того, как нанес удар ножом ФИО11, он положил нож на стол, позже ФИО9 сказала, что спрятала нож. Предмет, которым замахивался на него ФИО11, он выбросил, не помнит, в какое место. Он вышел следом посмотреть, что с ФИО11, понял, что натворил. Он вызвал скорую помощь и милицию. Считает, что свидетели находятся в сговоре против него, оговаривают его. От действий ФИО11 у него остался кровоподтек на руке. Он раскаивается в содеянном, вину признает в том, что нанес удар ножом ФИО11, но сделал это не умышленно, а с целью защиты от действий потерпевшего, который пытался его ударить. Он находился в шоковом состоянии, когда наносил удар.

Суд, выслушав подсудимого, допросив потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы дела, считает вину подсудимого в инкриминируемом ему преступлении доказанной.

Так, потерпевший ФИО11 пояснил в судебном заседании, что 14. 09. 2010 г. он освободился из мест лишения свободы, с 16 сентября 2010 г. стал проживать у своих знакомых ФИО4 ФИО18 по <адрес>. Вечером 29. 09. 2010 г. втроем они стали употреблять спиртное, около 19 час. пришел Мельников, ФИО9 и ещё двое человек из общежития, все сидели на кухне. Во время распития спиртных напитков у него произошла ссора с Мельниковым из-за его общения с ФИО9. Он нагрубил Мельникову, выразился нецензурно и оттолкнул того. Мельников отошел на несколько шагов назад, затем близко подошел к нему и снизу нанес ему удар в бедро левой ноги, в месте удара у него появилось жжение. Он понял, что его «пырнули» чем-то острым. На улице увидел кровь на ноге и потерял сознание. Когда Мельников Ф. нанес ему удар, ФИО9 пыталась их разнять, кричала. Во время нанесения удара Мельников стоял спиной к кухне, а он - спиной к ФИО9, которая лежала на диване. Он Мельникова не бил, телесных повреждений ему не причинял, никакого предмета у него в руках не было. Хотя допускает, что, находясь в состоянии алкогольного опьянения, мог ударить чем-нибудь Мельникова Ф. Считает, что он сам виноват в произошедшем, спровоцировал Мельникова на конфликт. Иск о возмещении материального и морального вреда не заявляет, просит строго не наказывать Мельникова Ф., он простил подсудимого.

Свидетель ФИО4 пояснил в судебном заседании, что он с сестрой ФИО5 и её детьми проживают по <адрес>, с сентября 2010 г. у них стали проживать Мельников Фарид и ФИО9, чуть позже с сентября 2010 г. - ФИО11 Игорь. Мельников, ФИО9 и ФИО11 жили не постоянно: то приезжали, то уезжали. В конце сентября 2010 г. вечером все вместе на кухне они распивали спиртное, также были ФИО8 и ФИО13 Около 23 часов он лег спать в зале. Около 04 часов проснулся от грохота передвинутого стола, увидел ФИО11, который сидел в зале за письменным столом, на полу возле ФИО11 была кровь. Мельников стоял рядом с ножом в руке, ФИО9 и ФИО8 оттягивали подсудимого от стола, где сидел ФИО11. Он испугался, побежал вызывать скорую помощь и милицию. Когда уходил из дома, ФИО11 держался за стол, облокачиваясь на него. Нож в руках у Мельникова принадлежал подсудимому, складной со сломанной кнопкой. Он дождался милицию на улице и вернулся с сотрудниками милиции. ФИО11 лежал во дворе без сознания, впоследствии его забрала скорая помощь. На кухне на полу тоже была кровь. Никаких металлических труб в доме и во дворе у них не было. Он видел, что за несколько дней до случившегося кисть левой руки у Мельникова была опухшая, тот даже просил бинт, чтобы перетянуть руку, 29. 09. 2010 г. повязки ни на левой, ни на правой руке у Мельникова не было. По характеру Мельников очень вспыльчивый, агрессивный, может бить рукой о стену или дверной косяк, если ему что-то не нравится.

Свидетель ФИО5 пояснила в судебном заседании, что Мельников, ФИО9 и ФИО11 в сентябре 2010 г. проживали с ней и братом ФИО4 у них дома. Днем 29. 09. 2010 г. они распивали спиртное у них с ФИО4 дома, затем к ним присоединились ФИО8 и ФИО13. Во время распития спиртного между ФИО9 и Мельниковым была ссора. Чтобы прекратить конфликт, она и ФИО9 ушли, домой вернулись вечером, продолжили выпивать спиртное, находились на кухне. Потом она легла спать в зале. Проснувшись утром, увидела, что стол, ранее стоявший у стены, стоит посреди комнаты. В том месте, где стоял стол, на полу была кровь. Её сын Виктор рассказал, что Мельников Ф. и ФИО11 подрались, и Мельников «пырнул» его ножом. В милиции брат рассказал ей, что Мельников и ФИО11 поругались, и он проснулся от их криков. Мельников по характеру вспыльчивый, если сильно психует, может рукой бить о косяк. У них дома и во дворе никаких металлических предметов не было.

Свидетель ФИО6 пояснила в судебном заседании, что она работает фельдшером в <данные изъяты> муниципальному району. При поступлении Мельникова Ф. в ИВС 30 сентября 2010 г. видимых повреждений у него на руке не было. 07 октября 2010 г. Мельников обратился к ней за медицинской помощью, так как у него опухла рука. Она провела осмотр, рука Мельникова была сильно опухшая, у подсудимого был ушиб мягких тканей.

Свидетель ФИО7 пояснила в судебном заседании, что 29. 09. 10 г. она с ФИО8 и ФИО11 находилась в гостях у ФИО4, там же были ФИО9 и Мельников Ф., все распивали спиртное. Она легла спать первая из присутствующих. На следующий день от ФИО5 узнала, что Мельников Ф. порезал ФИО11, дома ФИО8 подтвердил ей слова ФИО4. Позже она встречала ФИО11, тот сказал, что Мельников приревновал его к ФИО9.

Свидетель ФИО8, показания оглашены в суде в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, пояснил на предварительном следствии, что 29. 09. 2010 г. он со своей сожительницей ФИО13 пришел в гости к ФИО4, были в состоянии алкогольного опьянения. У ФИО19 были ФИО11, Мельников Ф. и ФИО9, все на кухне распивали спиртное. В ходе распития спиртного между Мельниковым и ФИО11 произошла словесная ссора из-за девушки Мельникова ФИО9. Он успокаивал Мельникова и ФИО11, драки между ними не было, никто никого не толкал, ФИО11 ничем Мельникова не бил. Он пошел к ФИО13, которая спала в зале, и в это время в зал забежал окровавленный ФИО11 и упал. Он вышел на кухню, там стоял Мельников, который держал в руке окровавленный нож. Нож был складной, выкидной. Он спросил у Мельникова, что он делает. Мельников сказал, чтобы в милиции они говорили, что ФИО11 «пырнули» незнакомые мужчины во дворе дома. ФИО11 выбежал на улицу, до приезда скорой помощи он пытался оказать ему медицинскую помощь. В этот же день днем, когда Мельников Ф. находился у него дома, между ними произошла ссора, в ходе которой Мельников Ф. стал причинять ему телесные повреждения кулаками. При этом он пытался уйти от ударов Мельникова Ф., и тот попадал своей рукой то по ручке дивана, то в стену и таким образом повредил себе руку. После чего они примирились, распив спиртное с Мельниковым Ф. А когда пришли к ФИО4, то рука у Мельникова была разбита, на пальцах были ссадины.

Свидетель ФИО9, показания оглашены в суде в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, пояснила в ходе предварительного следствия, что с 14 сентября 2010 г. она со своим сожителем Мельниковым Фаридом проживали у знакомых ФИО4 ФИО20. 15 сентября 2010 г. к ФИО4 приехал ФИО11, который освободился из мест лишения свободы. Утром 29 сентября 2010 г. все вместе они стали распивать спиртные напитки. Она сказала Мельникову, что жить с ним больше не будет, и по этому поводу они поругалась. Днем она и ФИО4 уезжали из дома. Когда вернулись вечером, в доме также были ФИО8 с сожительницей, все вместе они стали распивали спиртное на кухне. Мельников пытался с ней помириться, предлагал выйти из кухни поговорить, но она не соглашалась. Когда Мельников стал подходить к ней, сидящий рядом ФИО11 поднялся, чтобы преградить Мельникову дорогу, встал между ними. Мельников сказал, чтобы ФИО11 отошел, что он сам разберется со своей женщиной. В ходе разговора у Мельникова и ФИО11 возникла ссора, но физической силы ФИО11 к Мельникову не применял, драки между ними не было, никаким предметом ФИО11 Мельникова не бил. Затем ФИО11 перегнулся, схватился руками за низ живота и, согнувшись, прошел в зал. Во время происходящего Мельников стоял перед ФИО11. Она увидела на полу кровь, а в руке у Мельникова раскладной нож, лезвие которого было в крови. Она поняла, что Мельников нанес ножевое ранение ФИО11. ФИО11 вышел из дома, она вышла следом и обнаружила его у калитки лежащим без сознания, возле ФИО11 уже был Мельников. Она пыталась по телефону вызвать скорую медицинскую помощь, но не смогла и попросила ФИО4 пойти к соседям, чтобы вызвать скорую помощь и милицию. Нож, который она видела в руках у Мельникова, ранее находился на кухне, Мельников часто брал в руки этот нож, играл им. Она боялась Мельникова, поэтому при даче объяснения давала неправдивые пояснения, при допросе сказала правду. Мельников по характеру очень вспыльчивый, мог бить рукой о дверной косяк.

Несовершеннолетний свидетель ФИО10, показания оглашены в суде в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, пояснил на предварительном следствии, что в конце сентября 2010 г., точную дату не помнит, он спал, проснулся оттого, что кто-то ругался. Он встал и подошел к кровати, на которой спал его дядя. В это время в зал зашли ФИО11 и Мельников, которые у них проживали, они ругались. Затем он увидел, как Мельников воткнул нож ФИО11 и выдернул его обратно, после чего нож выбросил. Он видел, что нож в крови, затем ФИО9 стала прятать нож. На полу в кухне и в зале он видел кровь.

Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы № от 07. 10. 2010 г., при обращении за медицинской помощью 30. 09. 2010 г. у ФИО11 обнаружено телесное повреждение в виде ножевого ранения левого бедра в верхней трети с повреждением бедренной вены (локализация раны на коже в верхней трети левого бедра у пахово-бедренной складки по передне-медиальной поверхности). Учитывая кровотечение из раны, первичную хирургическую обработку раны при поступлении в стационар, данное телесное повреждение образовано незадолго до обращения за медицинской помощью, является опасным для жизни и по этому признаку относится к категории причинения тяжкого вреда здоровью.

Из протокола осмотра места происшествия <адрес> от 30 сентября 2010 г., проведенного в период времени с 05 час.00 мин. до 06 час. 20 мин., следует, что во дворе дома в 2-х метрах от входа во двор обнаружено пятно бурого цвета. При входе в кухню дома у порога комнаты и в 1,5 м от входа обнаружены пятна бурого цвета, в зале слева также имеется пятно бурого цвета размером 0,5 м х 0, 15 м.

При повторном осмотре места происшествия, произведенного 30. 09. 2010 г. в период времени с 18 час. 00 мин. до 18 час. 30 мин. с участием Мельникова Ф.А., на веранде дома слева от входной двери в складках лежащих на полу пропиленовых мешков обнаружен раскладной нож в раскрытом состоянии. По факту обнаружения ножа Мельников Ф. А. пояснил, что именно этим ножом он один раз ударил ФИО11, обороняясь от действий последнего, пытавшегося ударить его металлической трубой. В ходе осмотра металлической трубы, иных предметов, имеющих отношение к происшествию, не обнаружено. Нож с места происшествия был изъят.

Изъятый с места происшествия нож является орудием преступления.

При обозрении в судебном заседании ножа со следами на лезвии пятен бурого цвета подсудимый Мельников Ф. А. пояснил, что нож принадлежит ему, этим ножом он нанес удар ФИО11.

Свидетель ФИО4 также опознал указанный нож как орудие преступления, впоследствии изъятый с места происшествия, данный нож он видел в руках у подсудимого, стоявшего рядом с ФИО11, около которого на полу свидетель видел кровь.

В своем заявлении о явке с повинной от 30 сентября 2010 г. Мельников Ф. А. добровольно сообщил правоохранительным органам о том, что в ночь на 30 сентября 2010 г., находясь в <адрес>, в ходе ссоры с ФИО11 нанес ему удар ножом.

К показаниям Мельникова Ф. А. о том, что ФИО11 в ходе ссоры замахивался на него каким-то металлическим предметом, суд относится критически.

Данные показания опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами: показаниями свидетеля ФИО5, данными ею как в судебном заседании, так и в ходе предварительного следствия, где она поясняла, что никаких металлических предметов у них в доме и во дворе дома не было.

Протоколами осмотра места происшествия (т. 1, л. д. 10-17, 22, 23), в ходе которых металлических предметов обнаружено не было.

Показаниями свидетеля ФИО9, которая являлась очевидцем произошедшего, пояснившей на предварительном следствии, что перед нанесением Мельниковым Ф. А. ножевого ранения потерпевшему никаких предметов у ФИО21 в руках не было. Никакой драки, потасовки между подсудимым и потерпевшим не было.

Данное обстоятельство также подтвердил в своих показаниях и свидетель ФИО8

Согласно показаниям несовершеннолетнего свидетеля ФИО10, последний видел, как Мельников Ф. А. нанес удар ножом потерпевшему, нож после этого был в крови. Допрос несовершеннолетнего свидетеля произведен в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии законного представителя и педагога, поэтому суд придает им доказательственное значение.

Причин для оговора Мельникова Ф. А. свидетелями в судебном заседании не установлено. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

Сам потерпевший ФИО11 в показаниях, данных на предварительном следствии, будучи допрошенным спустя сутки после причинения ему телесного повреждения, пояснял, что в отношении Мельникова Ф. он физической силы не применял и в доме никакой железной трубы не видел (т. 1, л. д. 44, 45). Впоследствии потерпевший подтвердил свои показания и при допросе 17. 01. 2011 г. (т. 2, л. д. 7, 8), пояснив, что никакими предметами Мельникова Ф. он не бил, драки между ними не было.

Показания потерпевшего ФИО11, данные им в ходе судебного заседания, в той части, где он допускает, что мог замахиваться на подсудимого каким-нибудь предметом и ударить, т. к. находился в состоянии алкогольного опьянения, суд расценивает критически, как желание потерпевшего смягчить ответственность подсудимого.

Будучи допрошенным в судебном заседании, первоначально потерпевший отрицал нанесение им какими-либо предметами подсудимому телесных повреждений.

Доводы подсудимого о том, что телесное повреждение в виде кровоподтека на правом предплечье руки ему причинил ФИО11, когда он отбивал удар потерпевшего, замахнувшегося на него каким-то предметом, суд считает необоснованными и опровергающимися показаниями свидетелей ФИО9, ФИО5, ФИО8

После причинения ФИО11 ножевого ранения подсудимый просил свидетелей при даче показаний говорить, что ранение потерпевшему причинили неизвестные лица, что также свидетельствует о желании Мельникова Ф. А. избежать ответственности за совершенное преступление.

Таким образом, в суде нашло подтверждение умышленное причинение ножевого ранения подсудимым потерпевшему ФИО11

Действия Мельникова Ф. А. по ч. 1 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, квалифицированы правильно.

При определении вида и меры наказания суд учитывает все обстоятельства дела, личность подсудимого.

К смягчающим наказание подсудимого обстоятельствам суд относит частичное признание им вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной.

Мельников Ф. А. ранее судим за тяжкое преступление к реальному лишению свободы и вновь совершил тяжкое преступление, что в соответствии с ч. 1 ст. 111 УК РФ, и назначить ему наказание в два года десять месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Мельникову Ф. А. исчислять с 30 сентября 2010 г.

Меру пресечения оставить без изменения – содержание под стражей.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественные доказательства по делу: нож; одежду потерпевшего ФИО11: ветровку, туфли, футболку, трусы мужские, брюки, находящиеся на хранении при уголовном деле, - по вступлению приговора в законную силу уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора в случае подачи им кассационной жалобы, а также в тот же срок со дня вручения ему копии кассационной жалобы (кассационного представления) ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Т. В. Жесткова