включение жилого дома в наследственное имущество



2-126-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 04 февраля 2011 г.

Черниговский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Т. В. Жестковой,

при секретаре Н. С. Ерошкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Содыль П.М. к Администрации Дмитриевского сельского поселения о включении жилого дома в наследственное имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Содыль П. М. обратился в суд с названным иском, указав, что 24.04.2010 г. умерла его мать ФИО2. После смерти матери осталось наследственное имущество, которое состоит из жилого дома с надворными хозяйственными постройками, расположенными по <адрес> в <адрес>. Он является единственным наследником данного имущества по завещанию, для оформления своих наследственных прав он обратился к нотариусу, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ему было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на домовладение. Домовладение по указанному адресу его мать купила по договору купли-продажи от 30 сентября 1971 г. Договор был составлен в двух экземплярах, удостоверен секретарем исполкома <адрес> по реестру № 8. У матери договор не сохранился, у ответчика имеется второй экземпляр договора, однако в договоре отсутствует адрес домовладения, поэтому договор недействителен. Внести изменения в договор в настоящее время невозможно в связи со смертью сторон договора. С момента приобретения дома до своей смерти мать постоянно проживала в доме по указанному адресу, владела, пользовалась и распоряжалась домовладением, а именно: производила ремонт в доме, ремонтировала хозяйственные постройки, поменяла забор, ухаживала за придомовой территорией. Земельный участок, на котором располагается домовладение, в 1994 г. мать оформила в собственность. Просит включить в наследственное имущество умершей матери жилой дом и хозяйственные постройки по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании Содыль П. М. исковые требования поддержал и дал пояснения, аналогичные изложенным. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Дмитриевского сельского поселения в судебное заседание не явился, имеется ходатайство представителя поселения о рассмотрении дела в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований Содыль П. М. не возражает.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что основания для удовлетворения иска имеются.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно договора от 30.09.1971 г. ФИО2 купила за 1200 руб. у ФИО4 домовладение, состоящее из дома деревянного и хозяйственных построек, покупная цена за дом выплачена покупателем продавцу при подписании договора. Договор составлен в двух экземплярах, подписан обеими сторонами и удостоверен секретарем исполкома Дмитриевского с-совета в реестре №. Сведения об адресе купленного ФИО2 домовладения в договоре отсутствуют.

Согласно завещания от 1995 г., ФИО2, проживающая в <адрес>, завещала все принадлежащее ей имущество, в том числе домовладение, состоящее из дома деревянного со всеми надворными постройками, Содыль П. М. Завещание удостоверено специалистом Дмитриевского сельсовета по реестру № от 13. 04. 1995 г.

Согласно свидетельства на право собственности на землю № № от 09.06.1994 г., приусадебный земельный участок по <адрес> в <адрес> был предоставлен в собственность ФИО2 на основании постановления главы администрации с. Дмитриевка № от 09.06.1994 г., земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства. Принадлежность земельного участка по указанному адресу на праве собственности ФИО2 подтверждается также выпиской из похозяйственной книги администрации Дмитриевского сельсовета и кадастровым паспортом земельного участка.

Как следует из справок администрации Дмитриевского сельского поселения и выписки из домовой книги, жилой дом по <адрес> в <адрес> муниципальной собственностью поселения не является и на балансе администрации не состоит. Жилой дом по указанному адресу принадлежал ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проживала в доме по указанному адресу постоянно с 1972 г. по день своей смерти. Домовладение ФИО2 содержала добросовестно, систематически производила ремонт дома и надворных построек, пользовалась земельным участком, ухаживала за придомовой территорией.

По сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на жилой дом по <адрес> в <адрес> отсутствуют.

Согласно архивных копий листов похозяйственной книги № Дмитриевского сельского Совета за 1986-1990 г.г., 1991-1992 г. г., ФИО2 указана в качестве главы хозяйства домовладения по <адрес> в <адрес> с 1971 г. на основании договора купли-продажи от 30.09.1971 г., реестр № и с 1994 г. собственником земельного участка по указанному адресу на основании свидетельства о праве собственности на землю.

Согласно свидетельства о смерти, ФИО2 умерла 24. 04. 2010 г., запись акта о смерти № от 29. 04. 2010 г.

Таким образом, в суде установлено, что ФИО2 по договору купли-продажи от 30. 09. 1971 г. приобрела домовладение, расположенное по <адрес> в <адрес>: оплатила покупную цену за дом, договор подписан сторонами, удостоверен в соответствии с действующим на тот момент законодательством в сельском Совете, однако в связи с отсутствием в договоре адреса домовладения, в отношении которого совершена сделка купли-продажи, т. е. предмета договора, правоустанавливающий документ недействителен. Фактически домовладение по <адрес> в <адрес> принадлежало ФИО2 на праве собственности, земельный участок, на котором располагается домовладение, с 1994 г. являлся собственностью ФИО2

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Поскольку домовладение по <адрес> в <адрес> принадлежало ФИО2 как собственное, его следует включить в наследственное имущество ФИО2, умершей 24. 04. 2010 г.

По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Содыль П.М. удовлетворить.

Включить в наследственное имущество ФИО2, умершей 24. 04. 2010 г., жилой дом и хозяйственные постройки (пристройку, веранду, два сарая, душ, погребник, погреб, уборную, забор тесовый, забор металлическая сетка), расположенные по адресу: <адрес>.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд.

Федеральный судья Т. В. Жесткова