наследование имущества



2-206-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 21 марта 2011 года

Черниговский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи К.В. Белик,

при секретаре Р.И. Зидаиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко В.А. к Администрации Дмитриевского сельского поселения о включении части жилого дома в состав наследственного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Марченко В.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что после смерти 28 сентября 2010 года ее матери - ФИО2 осталось наследственное имущество в виде части жилого дома, расположенного по <адрес>. Она является единственной наследницей данного имущества. Однако нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на данное домовладение и рекомендовано обратиться в суд. Указанную часть жилого дома ее мама ФИО2, работая в совхозе «Дмитриевский», получила в 1969 году и проживала в этой части дома по день смерти, делала ремонт, белила, красила, ремонтировала хозяйственные постройки, изгородь, ухаживала за придомовой территорией, платила налоги, страховки. За это время были построены хозяйственные постройки: пристройка, 5 сараев, погреб, летняя кухня, веранда, навес, уборная, забор. Земельный участок при доме ФИО2 был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. ФИО2 жила в доме постоянно, по день смерти, как в собственном, более 15 лет. Однако надлежащим образом домовладение не зарегистрировала. Никто на домовладение не претендует и право собственности ни за кем не зарегистрировано. Просит включить в наследственное имущество ФИО2 часть жилого дома с хозяйственными постройками, расположенными по <адрес>.

В судебном заседании Марченко В.А. иск поддержала и дала пояснения, аналогичные установочной части.

Представитель ответчика администрации Дмитриевского сельского поселения в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя поселения. Против удовлетворения исковых требований не возражают.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, полагает, что основания для удовлетворения иска имеются.

В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо – гражданин, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно выписке из домовой книги, ФИО2 была зарегистрирована в указанной части дома с 27.01.1969 года по 28.09.2010 года.

Выпиской из похозяйственных книг за 1986-1991, 2007-2010 годы подтверждается, что ФИО2 проживала в данные периоды в доме по <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги № 8 за 1991-1996 годы, ФИО2 был предоставлен земельный участок по вышеуказанному адресу ля ведения личного подсобного хозяйства.

Как видно из справки администрации Дмитриевского сельского поселения, часть жилого дома по <адрес> на балансе Дмитриевского сельского поселения не состоит, муниципальной собственностью не является. Право собственности на данную часть дома в администрации Дмитриевского сельского совета не регистрировалось, договор социального найма не заключался. В указанной части дома с 1972 года по день смерти – 28.09.2010 года была зарегистрирована и постоянно проживала ФИО2, которая содержала домовладение и придомовую территорию в порядке, пользовалась приусадебным земельным участком, ремонтировала дом и надворные постройки, платила налоги.

Согласно справке СХПК колхоза «Дмитриевский», дом по <адрес> на балансе СХПК не состоит и в уставной фонд не входит.

Записи о регистрации прав на часть жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.

Свидетельством о рождении истицы и свидетельством о заключении брака, подтверждаются родственные отношения наследодателя и истицы, как матери и дочери, а также изменение фамилии истицы после заключения брака с «Ширяевой» на «Марченко».

Согласно завещанию от 27.01.2003 года, ФИО2 свое имущество завещала своей дочери – Марченко В.А.

Из свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГС администрации Черниговского муниципального района следует, что ФИО2 умерла 28.09.2010 года, актовая запись №.

Таким образом, в суде нашло подтверждение, что ФИО2 с 1969 года постоянно проживала в части дома по <адрес>, более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владела по день смерти данной частью жилого дома, как своей собственностью, и поэтому приобрела право собственности на это имущество. При жизни ФИО2 не зарегистрировала свое право собственности в установленном законом порядке, что в настоящее время препятствует истице Марченко В.А. оформлению наследства на имущество умершей матери ФИО2

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Поскольку установлено, что домовладение, фактически принадлежало ФИО2, как собственное, поэтому следует включить в наследственное имущество ФИО2, умершей 28.09.2010 года, часть жилого дома по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Марченко В.А. - удовлетворить.

Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2, умершей 28 сентября 2010 года, часть жилого дома с хозяйственными постройками – пристройкой, пяти сараями, погребом, летней кухней, верандой, навесом, уборной, забором, расположенными по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Черниговский районный суд.

Федеральный судья К.В. Белик