решение о признании прав собственности на землю



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 года п. Чернянка

Чернянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Кухаревой Н.Д.

при секретаре Бычковой Г.Н.,

с участием истца Андреевой О.А., представителей ответчиков: администрации Огибнянского сельского поселения – главы администрации Калинина Е.И., администрации муниципального района «Чернянский район» по доверенности Бекетова А.И., представителя третьего лица Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального района «Чернянский район» по доверенности Ф.А.Г., в отсутствие третьего лица К.Н.Д., о времени и месте судебного разбирательства уведомленной своевременно и надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Ольги Андреевны к администрации Огибнянского сельского поселения, администрации муниципального района «Чернянский район» о признании права собственности на земельный участок,

установил:

10 мая 1990 года умерла А.Д.А., у которой в собственности находилось домовладение и в пользовании земельный участок площадью 0,51 га, расположенные в с.Волково Огибнянского сельского Совета. После смерти А.Д.А. ее дети: А.Д.А. (супруг истца) и К.Н.Д. приняли наследство, состоящее из домовладения (им перешло в собственность по ? доле домовладения).

На основании решения администрации Огибнянского сельского Совета Чернянского района Белгородской области от 26.07.1992 г. А.Д.А. был передан в собственность земельный участок площадью 0,30 га. К.Н.Д. с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка не обращалась. Земельный участок площадью 2812 кв. м является землями сельского поселения.

После смерти А.Д.А. (17 февраля 2003 г.) в порядке наследования за Андреевой О.А. признано право собственности на земельный участок площадью 3000 кв. м.

31.10.2008 года Андреева О.А. приобрела у К.Н.Д. ? долю в праве собственности на домовладение.

Дело инициировано иском Андреевой Ольги Андреевны, которая просит признать за ней в порядке наследования право собственности на земельный участок, площадью 2812 кв. м, расположенный в ..., с кадастровым номером Номер обезличен, обосновав это тем, что ее мужу А.Д.А. должны были передать в собственность земельный участок площадью 5812 кв. м, следовательно, она как его наследница имеет право получить весь этот земельный участок в собственность бесплатно. При этом просит учесть то обстоятельство, что она владела данным земельным участком с 1990 года как своим собственным.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков, третьего лица исковые требования не признали, сославшись на то, что спорный земельный участок может быть предоставлен истцу в собственность только за плату или может быть представлен в аренду.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Андреевой О.А. не обоснованными.

Судом установлено, что 10 мая 1990 года умерла А.Д.А., и согласно завещанию ее дети К.Н.Д. и А.Д.А. получили наследственное имущество (по ? доле в праве), которое состояло из жилого дома с бытовыми, хозяйственными строениями и сооружениями, расположенными на земельном участке совхоза «Огибнянский», находящиеся в с.Волково Чернянского района (т.1л.д. 71,72).

В период 1985 – 1990 г.г. данный земельный участок площадью 0,51 га находился в пользовании А.Д.А. (т.1л.д.34).

Наследство на земельный участок не открылось, поскольку Закон РСФСР от 23.11.1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», предусматривающий передачу земли в собственность либо пожизненное наследуемое владение граждан, был принят после смерти А.Д.А.

А.Д.А. в собственность был передан земельный участок площадью 0,30 га (3000 кв. м). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № 499 от 25.07.1992 г., (т.1л.д.30), выданным ФИО6 25.07.1992 г. (т.2л.д. 24), справкой администрации Огибнянского сельского округа (т.1л.д. 31).

После смерти А.Д.А. решением мирового суда Чернянского района от 19.09.2006 г. за ФИО6, как наследницей первой очереди А.Д.А., было признано право собственности на данный земельный участок (т.2л.д.16).

Земельный участок площадью 2812 кв. м отнесен к землям сельского округа, что подтверждается чертежом земельного участка (т.1л.д.18), показаниями свидетелей С.Н.В., Р.И.Н.

Утверждения истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 31:08:01 04 04:0004, площадью 5812 кв.м представляет собой единое целое, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В обоснование своих утверждений истец сослалась на план земельного участка, изготовленный в 2003 году (т.1л.д. 18).

Судом установлено, что данный документ не является правоустанавливающим документом, а представляет собой только чертеж земельного участка, заявленного гражданином к измерению. Об этом свидетельствуют как данные, содержащиеся в чертеже: 3000 кв м – в собственности, 2812 кв м – земли сельского округа, так и показания свидетелей С.Н.В., Р.И.Н. Данные свидетели показали, что указанный на чертеже кадастровый номер относится к земельному участку площадью 3000 кв. м. Подтверждением этому служит кадастровая выписка о земельном участке (т.1 19-24), кадастровое дело № Номер обезличен), инвентаризационная опись ранее учтенных участков (т.2.л.д. 61-66), из которых следует, что учтен и принят на кадастровый учет земельный участок площадью 3000 кв. м, ранее принадлежавший на праве собственности А.Д.А., в настоящее время ФИО6

Согласно справки Управления имущественных и земельных отношений земельный участок площадью 2812 кв м, расположенный в с.Волково Огибнянского сельского поселения, относится к не разграниченным государственным землям. (т.1л.д. 102).

Кадастровый номер Номер обезличен (который указывает истец в просительной части своего искового заявления) относится к земельному участку площадью 3000 кв. м. (п.16 кадастровой выписки о земельном участке т.1л.д. 19).

Статья 30 ЗК РСФСР 1991 года устанавливала, что граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подать заявление в местный Совет народных депутатов, с указанием цели использования участка, предполагаемых размеров и его местоположения.

Статья 9 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23.11.1990 № 374-1 устанавливала, что приобретение земельных участков в собственность осуществлялось через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков подлежали рассмотрению судом.

Данных о том, что А.Д.А. (муж истца) оспаривал решение администрации Огибнянского сельского Совета о передаче ему в собственность земельного участка площадью только 0,30 га, суду не предоставлено. Истец подтвердила, что А.Д.А. с заявлением о предоставлении ему земельного участка большей площадью не обращался.

Согласно ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» за гражданами, которым земельные участки были предоставлены ранее для не запрещенных законом целей сохранялось установленное ранее право пользования земельными участками.

Доказательств того, что А.Д.А. был ранее предоставлен в пользование земельный площадью 5812 кв. м, суду не предоставлено.

На основании вышеуказанных обстоятельств суд считает, что А.Д.А. обращался с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью именно 3000 кв. м и на земельный участок площадью 5812 кв. м не претендовал.

Поскольку согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, а А.Д.А. принадлежал земельный участок площадью 3000 кв. м, то правопретязания Андреевой О.А. как наследницы А.Д.А. на земельный участок площадью 2812 кв. м не основаны на нормах права.

Ссылка истца на пункт 4 ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса» № 337-ФЗ не состоятельна, поскольку она приобрела у К.Н.Д. ? долю домовладения после вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» (31.10.2008 года т.2л.д. 14-15).

Так как ст. 7 «Земельного кодекса РСФСР» (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1) запрещала передачу иностранным гражданам земельных участков в собственность и пожизненное наследуемое владение, то К.Н.Д. с заявлением о предоставлении ей земельного участка не обращалась и ей земельный участок ни в собственность ни в пожизненное наследуемое владение не предоставлялся.

Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.

Судом установлено, что ? доля домовладения, приобретенная истцом у К.Н.Д., расположена на земельном участке площадью 3000 кв. м, принадлежащем истцу, что подтверждается договором купли-продажи (п.3 договора). Следовательно, приобретение истцом ? доли домовладения у К.Н.Д. никак не свидетельствует о возможности увеличения земельного участка, находящегося в ее собственности.

Ссылки истца на то, что она может приобрести право собственности на спорный земельный участок, поскольку пользуется им с 1990 года, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Пользование земельным участком еще не означает, что он принадлежит пользователям на праве постоянного (бессрочного) пользования, и они имеют право приобрести его в собственность.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности. Эти особенности заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении определенных условий. Что касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом. Спорный земельный участок относится к государственным землям.

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, учитывается, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В процессе управления земельным фондом он передается в публичную или частную собственность, на что указывает п. 2 ст. 214 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с действующим законодательством земельный участок может быть приобретен гражданином в собственность бесплатно, в частности, в случаях: земельные участки под многоквартирными жилыми домами (ч.1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ); земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов (статья 3 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ); земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства по договорам о развитии застроенной территории (часть 2.1 статьи 30 ЗК РФ).

Данные случаи бесплатной передачи земельных участков в собственность к спорным правоотношениям не применимы.

Какой конкретно нормой закона истец отнесен к числу лиц, которым предоставление земельных участков в собственность осуществляется бесплатно, Андреева О.А. не указывает.

Ответчики не оспаривают право истца на предоставление в собственность спорного земельного участка, но только за плату.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Андреевой О.А. нет.

Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Иск Андреевой Ольги Андреевны признать необоснованным.

Андреевой Ольге Андреевне в признании права собственности на земельный участок, площадью 2812 кв. м, расположенный в ..., с кадастровым номером Номер обезличен, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Чернянский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.

Судья Н.Д. Кухарева

Мотивированное решение суда изготовлено 03 ноября 2010 г.

Судья Н.Д. Кухарева