по иску Кандауровых о признании сделок недействительными в части



                                                                                                                               Дело №2-165/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года п.Чернянка

Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Тонких Н.С.,

при секретаре Бычковой Г.Н.,

с участием истца-ответчика Кандаурова Ю.Ю., представителя истцов по доверенности Копыльцова А.В., ответчика – истца Назаровой Л.В., ответчика Кандауровой Л.П., их представителя адвоката Сушковой Е.Н., в отсутствие истцов-ответчиков Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., представителя ответчика по первоначальному иску ЗАО ФИО 1 о времени и месте судебного разбирательства уведомленных своевременно и надлежащим образом, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. к Кандауровой Л.П., Назаровой Л.В. о признании сделок недействительными в части и признании права собственности и встречному иску Назаровой Л.В. к Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурову Ю.Ю. об устранении препятствий в осуществлении прав собственника и прекращении права пользования жилым помещением,

установил:

Между ФИО 1, с одной стороны, и Кандауровой Л.П., ФИО 2, с другой стороны, 00.00.0000 года был заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан Чернянского района Белгородской области, по которому в собственность Кандауровой Л.П. и  ФИО 2 была передана квартира, расположенная по адресу: ***. В данной квартире помимо Кандауровой Л.П. и ФИО 2 в этот период времени были зарегистрированы и фактически проживали их сын ФИО 3, его жена Кандаурова Т.Г. и несовершеннолетние дети ФИО 4, ФИО  

00.00.0000 года ФИО 2 умер, и наследственное имущество, в том числе 00 доля в вышеуказанной квартире, было принято Кандауровой Л.П., которая 00.00.0000 года спорную квартиру подарила дочери Назаровой Л.В.

ФИО 3 умер 00.00.0000 года, и наследство после его смерти приняли дети: Кандаурова Е.Ю. и Кандауров Ю.Ю.

О состоявшейся приватизации Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурову Ю.Ю. стало известно 00.00.0000 года.

Дело инициировано иском Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., которые с учетом уточненных и дополненных требований просят: признать недействительным договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан *** от 00.00.0000 года, заключенный между ФИО 1 и Кандауровой Л.П., ФИО 2 в части невключения в число собственников квартиры, расположенной по адресу ***, Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., ФИО 3; признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону серия *** от 00.00.0000 года, удостоверенное нотариусом Чернянского нотариального округа Белгородской области ФИО 4, зарегистрированное в реестре за № 00; признать недействительным договор дарения от 00.00.0000 года, заключенный между Кандауровой Л.П. и Назаровой Л.В., зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службой по Белгородской области 00.00.0000 года № регистрации договора ***; прекратить право собственности Назаровой Л.В. на квартиру, расположенную по адресу ***; признать недействительной запись регистрации от 00.00.0000 года № ***; признать за Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандауровым Ю.Ю. право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: Белгородская ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признать за Кандауровой Т.Г. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признать за Кандауровой Е.Ю. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признать за Кандауровым Е.Ю. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; взыскать в солидарном порядке с Назаровой Л.В., Кандауровой Л.П., ФИО 1 судебные расходы: в пользу Кандауровой Т.Г. 00 рублей, в пользу Кандауровой Е.Ю. 00 рублей, в пользу Кандаурова Ю.Ю. 00 рублей.

Назарова Л.В. в своем встречном требовании к Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурову Ю.Ю. просит устранить препятствия в осуществлении прав собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ***; признать Кандаурову Т.Г., Кандаурову Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. утратившими право пользования ***, взыскать судебные расходы в размере 00 рублей с Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю, Кандаурова Ю.Ю., мотивируя это тем, что о регистрации вышеуказанных лиц в спорной квартире до судебного разбирательства она не знала, поскольку данные лица в квартире никогда не проживали.

В судебном заседании истец-ответчик Кандауров Ю.Ю. и его представитель, представитель истцов-ответчиков Кандауровой Е.Ю., Кандауровой Т.Г. – Копыльцов А.В. поддержали свои исковые требования, встречный иск не признали.

Ответчик-истец Назарова Л.В., ответчик Кандаурова Л.П. и их представитель Сушкова Е.Н. иск Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., не признали, свои исковые требования поддержали в полном объеме.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., не - обоснованными, встречные требования Назаровой Л.В. не обоснованными.

Судом установлено, и это никем не оспаривалось, что 00.00.0000 года между ФИО 1, с одной стороны, и Кандауровой Л.П., Кандауровым В.А., с другой стороны, был заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан ***, по которому в собственность Кандауровой Л.П. и  ФИО 2 была передана квартира, расположенная по адресу *** (т.1л.д.19). 

Согласно предоставленным материалам по приватизации квартиры, данная квартира выдавалась Кандауровой Л.П. на семью из 4-х человек, в том числе ФИО 2, ФИО 3 (т.1л.д. 51), с  ней же был заключен договор социального найма (т.2л.д. 19).

Заявление о передаче квартиры в собственность подано Кандауровой Л.П., ФИО 2 и только данные лица указаны как проживающие в квартире (т.1л.д. 50).

Судом установлено, что договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан *** от 00.00.0000 г. был зарегистрирован в органах БТИ 00.00.0000 г.

Следовательно, исполнение данной сделки началось с даты регистрации ее в органах БТИ – 00.00.0000 г.

Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (ч.1 ст.166 ГК РФ).

Учитывая, что Гражданский кодекс РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям разрешаются по заявлению любого заинтересованного лица. При этом учитывается, что такие требования должны быть предъявлены в суд в сроки, установленные пунктом 1 статьи 181 ГК РФ.

В соответствии со ст.ст.181,196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливает в три года. Течение срока исковой давности по требованию о признании сделки недействительной начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

В соответствии с этой специальной нормой течение указанного срока по данным требованиям определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения - независимо от признания их таковыми судом (пункт 1 статьи 166 ГК Российской Федерации), а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц.

Ст.2 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновение, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно п.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ).

Исходя из установленных обстоятельств, требования Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. не могут быть удовлетворены в связи с пропуском срока исковой давности.

Не подлежат удовлетворению встречные требования Назаровой Л.В. об устранении препятствия в осуществлении прав собственника жилого помещения, расположенного по адресу: ***; о признании Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. утратившими право пользования ***, по следующим основаниям.

Судом достоверно установлено, что Кандаурова Т.Г., Кандаурова Е.Ю., Кандауров Ю.Ю. на момент заключения договора приватизации 00.00.0000 г. были зарегистрированы в ***. Кандауровы являлись на тот момент членами семьи Кандауровой Л.П. и имели равные с последней права пользования указанной квартирой.

В соответствии со статьей 19 ФЗ «О введении в  действие Жилищного кодекса РФ» действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее - ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.

Следовательно, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как право пользования данным жилым помещением для них носит бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности.

Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание и средний уровень оплаты аналогичных услуг, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг.

Учитывая требования разумности и справедливости, объем защищаемого права, степень участия представителя в судебных заседаниях, суд считает, что с Кандауровой Т.Г., Кандаурова Ю.Ю., Кандауровой Е.Ю. в пользу Назаровой Л.В. подлежат взысканию судебные расходы в размере 00 рублей.

В пользу Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. с Назаровой в счет возмещения расходов на услуги представителя должно быть взыскано по 00 рублей в пользу каждого.

Руководствуясь ст.ст.192-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., признать не обоснованными.

Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурову Ю.Ю. в удовлетворении требований о признании недействительным договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан *** от 00.00.0000 года, заключенного между ФИО 1 и Кандауровой Л.П., ФИО 2 в части невключения в число собственников квартиры, расположенной по адресу: *** Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю., ФИО 3; признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону серия *** от 00.00.0000 года, удостоверенного нотариусом Чернянского нотариального округа Белгородской области ФИО 4, зарегистрированного в реестре за № 00 в части указания на наследственное имущество, а именно 00  доли квартиры, расположенной по адресу: ***; признании недействительным договора дарения от 00.00.0000 года, заключенного между Кандауровой Л.П. и Назаровой Л.В., зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службой по Белгородской области 00.00.0000 года № регистрации договора ***; прекращении права собственности Назаровой Л.В. на квартиру, расположенную по адресу ***; признании недействительной записи регистрации от 00.00.0000 года № ***; признании за Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандауровым Ю.Ю. права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признании за Кандауровой Т.Г. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признании за Кандауровой Е.Ю. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером ***; признании за Кандауровым Ю.Ю. в порядке приватизации 00 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 00 кв м, с кадастровым номером *** - отказать.

Взыскать в солидарном порядке с Кандауровой Т.Г., Кандаурова Ю.Ю., Кандауровой Е.Ю. в пользу Назаровой Л.В. судебные расходы 00 рублей. В остальной части требований о взыскании судебных расходов отказать.

Встречный иск Назаровой Л.В. признать необоснованным.

Отказать Назаровой Л.В. в удовлетворении требований об устранении препятствия в осуществлении прав собственника жилого помещения, расположенного по адресу: *** о признании Кандауровой Т.Г., Кандауровой Е.Ю., Кандаурова Ю.Ю. утратившими право пользования квартирой ***.

Взыскать с Назаровой Л.В. судебные расходы в пользу Кандауровой Т.Г. в размере 00 рублей, в пользу Кандауровой Е.Ю. в размере 00 рублей, в пользу Кандаурова Ю.Ю. в размере 00 рублей. В остальной части требований о взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Чернянский районный суд.

 

Судья Н.С.Тонких